Средства массовой информации – это совокупность органов публичной передачи информации посредством технических средств.
Структура редакции современных средств массовой информации
По сути каждое СМИ является предприятием, в которое входят определенные структурные подразделения. Они выполняют задачи, необходимые для успешного функционирования предприятия. Главными службами СМИ являются:
- Редакция (журналисты, редакторы, технические работники);
- Служба распространения;
- Рекламная служба;
- Финансовая служба;
- Служба маркетинга;
- Юридическая служба;
- Администрация.
Все структурные подразделения тесно взаимосвязаны.
Редакция является лицом СМИ, тем, что собственно и воспринимается как СМИ. Однако редакция сама по себе функционировать не может, поэтому на нее работают другие службы.
Функциональная структура для всех современных СМИ с одной стороны довольно стандартна, но при этом на каждом предприятии – свое специфическое устройство, свое расписание должностных обязанностей, свое штатное расписание.
Возглавляет предприятие его собственник. Им может быть или один человек, или коллектив собственников, как частных, так представителей общественных или государственных структур. В печатных СМИ собственника называют издателем. Именно он отвечает за функционирование предприятия, за его прибыльность, а также определяет общую рекламную и информационную политику.
Непосредственное руководство предприятием осуществляет генеральный директор. У каждой службы есть руководитель, который отвечает за ее работу.
Ответственность за информационную часть несет режиссер или главный редактор, за рекламную часть – директор по рекламе и т.д.
Задачей главного редактора журнала или газеты является руководство творческим коллективом, организация информационного наполнения, оформление издания. Часто редактор ведет свою колонку.
Задача заместителя редактора – контроль качества и объема текстов, наличия и соответствия иллюстраций и заголовков, контроль за соблюдением требований законодательства и авторского права.
За «лицо» и содержание номера отвечает ответственный секретарь. Также он обеспечивает заполнение номера в срок и передачу его в типографию согласно утвержденному графику.
Задача художественного редактора – художественное оформление, иллюстрации, фирменный стиль издания. Именно он находит необходимый изобразительный материал – рисунки, фотографии.
За монтаж и сведение программ отвечает редактор телерадиовещания.
Редакция и рекламная служба СМИ – это две отдельные равнозначные службы. Нередко их сотрудники конфликтуют друг с другом. Например, по мнению продавцов рекламы, именно они приносят главный доход редакции, а журналисты, публикуя бесплатные новости о какой-либо компании, мешают им работать. В свою очередь, по мнению журналистов, рекламные работники спекулируют на их труде. И рекламщики, и журналисты борются за место в эфире и на полосах. Иногда какой-то материал заменяют рекламным, что вызывает недовольство журналиста, автора этого материала.
Редактор определяет ценность предоставленной журналистом информации, ее фактуру и объем. Поэтому именно за ним остается решающее слово по содержанию публикации. В зависимости от масштаба редакции СМИ, от ее внутренней организации, решения может принимать и главный редактор, и редактор отдела.
Как работает редакция СМИ
В первую очередь стоит заметить, что при всей кажущейся суматохе, беспорядке, царствующем в редакции, ее деятельность четко распланирована:
- Во-первых, распланировано информационное содержание. В редакции есть годовое расписание, а также краткосрочные расписания по отдельным темам. Кроме того, есть еженедельные планы, планы конкретного номера.
- Во-вторых, четко спланирована информационная политика.
- В-третьих, всегда четко обозначено время выхода в эфир передачи или выхода номера издания. В связи с тем, что материалы необходимо предоставить в печать согласно утвержденному графику, четко обозначено время сдачи материалов и всего номера издания. Поэтому ни один материал невозможно поставить на полосы после подписания номера в печать.
Например, ежедневные вечерние газеты принимают срочные материалы только до определенного утреннего часа. Утренние же газеты принимают срочные материалы в течение всего дня.
Еженедельные журналы и газеты, так же, как ежедневные издания, с новостями работают до самого подписания номера. Но в таких изданиях работа над большинством статей может продолжаться несколько дней или недель. Поэтому в редакции издания к срокам сдачи материала могут устанавливаться разные требования: для новости – одна неделя до публикации, а для статьи – две.
Материалы для телевидения и радио предоставляются не менее чем за два-три дня до выхода в эфир.
Ежемесячные издания, как правило, закрывают номер на две недели до его выхода, а материалы готовятся на два-три месяца. Ежемесячные журналы принимают информацию за шесть недель и более.
Для того, чтобы оценить возможность публикации и временные рамки, нужно представлять процесс работы с входящей информацией. Новости могут приходить с лент информационных агентств, на которые подписаны редакции. Также на те или иные новости выходят сами журналисты, используя свои знакомства и каналы. Кроме того, новости приходят в телефонных звонках и письмах читателей, в пресс-релизах.
Во многих редакциях есть отделы писем, обрабатывающие входящую корреспонденцию. Они сортируют ее и передают интересные письма в соответствующие отделы.
Каждый материал – всегда результат коллективного труда. Журналист пишет, а на разных этапах подготовки к печати его направляют, правят, корректируют, сокращают и т.д.
Радио и телевидение по срокам могут быть более жесткими, чем пресса, ведь прямой эфир сдвинуть невозможно. Интернет в этом отношении менее напряжен. Разместить информацию на сайте возможно в любое время.