Роль религии в жизни общества
Религия – это одна из форм общественного сознания.
Религия оказывает огромное влияние на духовную и культурную жизнь общества. В настоящее время важнейшая задача традиционных конфессий – духовное воспитание общества. И ведущую роль в этом воспитании играют религиозные средства массовой информации.
СМИ в СССР были подчинены единой коммунистической идеологии. В период перестройки, затем в период нового демократического курса в России средства массовой информации стали многопартийными, началось их деление на государственные и частные, официальные и неофициальные, информационно-коммерческие, общественные, оппозиционные и т.д. В информационном поле появился новый сегмент – религиозные СМИ.
Русская православная церковь, которая серьезно пострадала в эпоху «научного атеизма», сначала приветствовала разрушение советской идеологии, что вполне устраивало демократов. Но за разрушением старой системы последовали акции, которые грозили распадом страны. Большая часть средств массовой информации, активно поддерживаемые Западом, развязали информационный террор. Главной целью этого террора было уничтожение национальной самобытности, духовности, нравственных и религиозных ценностей общества. церковь выступала против этого и отказалась поддерживать разрушение российской государственности, нравственную деградацию общества и унижение национального достоинства.
Летом 1997 года был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях». С целью защиты верующих от экспансии псевдорелигиозных организаций были введены новые нормы права, поставившие заслон тоталитарным сектам. В законе перечислены традиционные для России религиозные конфессии: православие, ислам, иудаизм и буддизм. Однако это не подразумевает предоставления этим вероисповеданиям каких-либо привилегий и ущемления в правах других религий.
Законом просто подчеркивается, что традиционные вероисповедания всегда оказывали и оказывают огромное влияние на духовную и культурную жизнь страны.
Между традиционными религиями поддерживаются прочные связи. У них есть общие заботы, одной из которых, и наиболее важной, является духовное воспитание общества.
Специфика религиозных СМИ
Большинство типов коммуникации, в том числе и религиозной, относятся к следующим категориям:
- Пропаганда/реклама. Здесь активно используются стереотипы, давление на инстинкты, упрощение. Используя эти приемы, можно вынудить человека действовать в нужную сторону (купить товар, вступить в общество, следовать религиозным обычаям и т.д.);
- Апологетика – доказательство теоремы. В этом случае вывод уже предопределен, остается только под готовый ответ подогнать аргументы;
- Информирование – это полное (по возможности), всестороннее отображение события/темы с расчетом на реакцию со стороны адресата, который разберется (либо отвергнет) и примет решение;
- Свидетельство/проповедь – это изложение своего взгляда на проблему, обращение к каналам восприятия человека. Источниками информации в этом случае могут быть авторитетные тексты (для религиозных СМИ это может быть Библия), личный опыт коммуниканта, практические результаты;
- Исследование – это беспристрастное изложение результатов наблюдений/измерений/эксперимента. В этом случае должны быть твердо оговорены стартовые установки исследователя, утверждена рабочая терминология. Выводы же должны быть осторожными и многовариантными, чтобы их можно было корректировать в дальнейшем;
- Связи с общественностью – это изложение корпоративной миссии для лидеров мнений. Целью связей с общественностью является разъяснение задач своей деятельности, налаживание отношений с целевой аудиторией, разрушение стереотипов.
Однако для религиозной коммуникации первый метод неприемлем. Задача журналиста заключается в том, чтобы обеспечить человеку понимание условий выбора. Второй тип для религиозных СМИ тоже не всегда подходит, так как искренность, сопереживание всегда лоя нее важнее избыточной определенности.
Специфика инфоповода религиозных СМИ заключается в том, что светского человека религия сама по себе не интересует, в противном случае он бы смотрел, читал или слушал религиозные СМИ. Поэтому эту тему нужно правильно преподнести.
Самым сложным типом религиозных изданий является миссионерское издание. Большая часть «миссионерских СМИ не являются таковыми, так как в лучшем случае они интересны ищущему секуляристу. Крайне сложно привлечь внимание широкой публики к новой тематике. Как правило, подобных СМИ единицы. Наиболее преуспевающими в этом являются американские харизматические СМИ и телеевангелисты, так как члены этих церквей нацелены на завоеванию светского пространства, а не на замыкание в церковном. Миссионерские СМИ в худшем случае – это церковные издания, которые объясняют интересующие верующих темы на более простом уровне. Существует две главные стратегии миссионерских изданий:
- Делать качественное издание, и тогда верующие будут его рекомендовать знакомым (например, журнал «Христианство», который даже годы спустя после своего закрытия читается и цитируется;
- Писать о чем угодно, главное качественно и с религиозной точки зрения.
Для миссионерской работы через масс-медиа необходимы профессионализм, значительные ресурсы и преданность сотрудников.
Сверхзадачей таких СМИ является помощь светским личностям понять, услышать людей церкви, развеять стереотипы, организовать диалог. Многие будут заинтересованы темами, относящимися к религии, если они увидят в клерикале интересного собеседника.
Самым простым типом религиозных изданий является церковное издание. Религиозные люди здесь в могут быть самими собой. Однако это вовсе не означает, что искренность повышает качество СМИ. В церковных медиа отражаются и характерные недостатки, такие как: недоверие к культуре, образованию, нетерпимость к разномыслию, узость кругозора, недоверие к диалогу, к открытому решению вопросов, зависть к конкурентам (другим конфессиям), ханжество, непонимание того, как мыслит человек внецерковный, внутренняя стагнация, лицемерие, тяга к пропаганде и т.д.