Интерактивная журналистика
Интерактивная журналистика несет в себе изменение отношений между двумя предметами: редакцией (редакционным коллективом) и потребительской аудиторией. Здесь можно говорить о таких вещах, как:
- Замена однонаправленного воздействия средств массовой информации на массовую аудиторию, на общественность и на конкретного человека;
- Переход от монолога автора – журналиста к активному диалогу с читательской аудиторией;
- Совместное производство новости или поиска новостного повода, а также производство информации;
- Взаимный обмен интересной, актуальной, полезной информации.
Стоит отметить, что именно такие равноправные отношения позволяют превратить средства массовой информации и читательскую аудиторию в равных информационных партнеров.
Интерактивность средств массовой информации
Интерактивное телевидение появилось сравнительно недавно, примерно 40 – 50 лет тому назад. Еще в 1960 – е годы, интерактивное телевидение заявило о себе в виде телевизионных передач, которые сопровождались постоянными диалогами: автор –зритель. Именно тогда стало понятно, что телезритель не является объектом воздействия, а воспринимается как субъект и одновременно партнер всего телевизионного процесса. При помощи формы обратной связи этих параметров было можно достичь мгновенно. К основным формам обратной связи с представителями средств массовой информации относятся: почта (электронная и обычная), микрофон, телефон, пейджер, компьютерные сети и видеоканал.
Стоит отметить, что именно в то время, телезритель отличался своими активными действиями, которые направлены на ведение диалога с представителями средств массовой информации. В начале 60 – х годов это явление получило название – контактное общение. Самым ярким примером контактного общения телевизионной передачи с заинтересованным зрителем являлась программа под названием «Вечер веселых вопросов» 1957 года. С начала 70 – х годов средства массовой информации получили возможность общения с читателями при помощи формы обратной связи.
Только с середины 90 – х годов прочно стали использовать термин – интерактивное телевидение. Сама по себе интерактивная журналистика подразумевает под собой процесс изменений в отношениях между аудиторией и редакционным коллективом.
Современная интерактивная журналистика
Довольно широкие перспективы для интерактивной журналистики открывает кабельное телевидение. Появляются двухсторонние кабельные каналы, управление которыми происходят при помощи кнопок выражающие мнение зрителя относительно экономических и социальных проблем. В течение одной минуты результаты голосования поступают в редакцию канала, а затем высвечиваются на телевизорах у потребителей.
На стыке искусства и науки возникло совершенно новое и интересное направление – мультимедиа. Современное медиа представляет собой синтез графики, текста, анимации, видео элементов, звука и изображения.
Весьма важным остается и диалог, который можно вести читателю с печатными средствами массовой информации. Тем не менее, согласно исследованием, которые были проведены при содействии факультета журналистики Московского университета, монолог предпочтительнее для печатных изданий и их потребительской аудитории. Причина подобной отстраненности заключается в ангажированности средств массовой информации, а также в тоне подачи новости журналистами, жизнь в «глубинке» и отсутствие диалога, который касается вопросов экономической и политической реформы.