Статья — это жанр журналистики, в котором анализируются общественные проблемы, процессы, явления, ситуации.
Темы публицистики С. Залыгина
С. Залыгин с августа 1986 года является главным редактором журнала «Новый мир». Благодаря перестройке под руководством С. Залыгина журнал стал играть значительную роль в культурной жизни Советского Союза.
В 1941 году С. Залыгин выпустил свою первую книгу «Рассказы». После войны он активно выступал с публицистическими и беллетристическим работами, посвященными актуальным проблемам сельского хозяйства:
- «На большую землю»
- «Красный клевер»
- «Весной нынешнего года».
В годы «оттепели» он опубликовал повесть «Свидетели», в которой высмеивал равнодушие обывателей, оказавшихся «свидетелями», а не участниками общественного бытия. Тем самым Залыгин предвосхитил одну из главных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 60-70-х годов 20 века. В общественной жизни страны заметными событиями были выступления Залыгина в защиту природы Сибири, соблюдения законов экологического равновесия, против поворота русла рек Сибири и т.д. С этими проблемами связаны роман «Тропы Алтая» и книга «О ненаписанных рассказах: литературно-критические статьи». В очерке «Поворот» С. Залыгин показал, насколько важна предфактумная публицистика, которая способна предотвратить пагубные действия и тем самым способствовать скорейшему духовному и экономическому возрождению страны. В очерке Залыгин детально рассматривает конфликт вокруг «переброски» рек, особое внимание уделяет силе голоса общественности, общественного мнения, благодаря которому проект все-таки был закрыт.
Жанровые формы публицистики С. Залыгина
В зависимости от предмета и цели высказывания, а также от способа обращения к нему, тексты С. Залыгина можно разделить на три жанрово-тематические группы:
- Теоретико-эстетические,
- Социально-аналитические,
- Литературно-критические.
Предметом высказывания в социально-аналитических текстах являются проблемы и противоречия социального существования: социально-политические, социально-нравственные, социально-экологические и т. д. Предметом теоретико-эстетических работ Залыгина являются проблемы эстетики, закономерности литературного процесса, словесного творчества и т.д., которые осмысливаются им на уровне теоретических или философских обобщений. Целью литературно-критических работ является осмысление феноменального: произведений литературы, искусства, тенденций литературного процесса и т.д.
К группе социально-аналитических работ Залыгина относится три жанра: очерк, эссе и статья.
Основу жанра статьи составляет метод объективного анализа, процесс последовательного разбора предмета, который предполагает получение достоверного знания о структуре, свойствах и признаках предмета. В жанре эссе, напротив, позиция автора является подчеркнуто субъективной и раскрывается в акте рефлексии. Здесь предмет осмысления дается как факт индивидуального сознания, а объективное содержание обусловлено субъективным отношением. В качестве предмета рефлексии может выступать сам автор (его биографическая судьба, мировоззрение, художественная система и т.д.), модус самосознания. В жанре статьи доминирующим является рациональный подход к предмету, в эссе – интуитивный.
Жанр очерка оказывается пограничным, в нем воплощаются и риторические признаки публицистических текстов, и признаки художественной литературы, такие как сюжетность, образность.
Для публицистики С. Залыгина характерна установка на рациональное осмысление предмета, выработку объективированного знания, поэтому основным жанром, который использует автор, является статья.
В предметном поле публицистических статей Залыгина доминируют следующие проблемы:
- Социально-экологические;
- Социально-нравственные;
- Социально-исторические.
Формирование этих доминант происходит в разное время. В них отражается логика развития социально-философской мысли С. Залыгина. К проблемам отношений человека и природы С. Залыгин в своих статьях обращается с 1950-х годов. Начиная с середины 1980-х годов он ставит проблему «экологии культуры» и социально-экологический императив становится социально-нравственным. А в 90-е годы в публицистике писателя отдельный пласт образует проблематика социально-исторического характера. В процессе осмысления противоречий истории России в 20 веке историография Залыгина приобретает законченный облик.
В 1960-е годы С. Залыгин рассматривает широкий круг эстетико-философских проблем, таких как сущность искусства, литературы как рода познания, социальная природа и предназначение искусства, преемственность литературного развития, литературная традиция и т.д. А философско-эстетическая проблематика автором концептуально связывается с социально-экологической проблематикой и проблемами социально-исторического развития, тем самым образуя единый мыслительный план в рамках публицистического наследия С. Залыгина.
В 1990-е годы доминирующим началом в публицистике С. Залыгина оказывается эстетическое. Важное место в структуре его статьи «Моя демократия» занимает автобиографический план. В качестве предмета рефлексии выступает не историческое время, а эволюция мышления самого писателя. Ряд публикаций этого периода выполнен во внежанровой форме записок. Залыгин оперативно фиксирует свои мысли по разным проблемам. Эти отрывочные записи складываются в целое в рамках публикации.
Что касается переходной очерковой формы в публицистике Залыгина, то она занимает скорее периферийное место и используется только в 5-е годы. Сюда относятся беллетристические очерки «Пробуждение великана», «Весной нынешнего года». В первую очередь это связано с пониманием очерка как жанра художественной прозы, а также с особенностями творческого мышления Залыгина на данном этапе, когда еще художественное и нехудожественное в его творчестве не разделялось.