Интервью – это жанр публицистики, который представляет собой беседу журналиста с известной личностью по актуальным, общественно значимым вопросам.
Информационное сообщение (видеосюжет). Интервью
Видеосюжеты на телевидении условно можно разделить на два вида.
- Первый вид – это сообщение об официальном событии, таком как сессия высшего законодательного органа, пресс-конференция и т.д.
- Второй вид – это авторский, сценарный сюжет. Автор подбирает вариант, достойный экрана, продумывает характер монтажа и съемки. Во всех случаях текст должен быть максимально лаконичным, но при этом давать ответы на все вопросы, которые могут появиться у зрителя.
Закадровый текст официального информационного сообщения читает диктор или ведущий информационной программы. А закадровый сюжет авторского сюжета как правило до эфира записывается автором-журналистом.
Жанры телевизионной публицистики, где в качестве основного изобразительно-выразительного средства выступает слово, человеческая речь, а форма существования является диалог, имеет для телевидения особое значение, так как выраженный преимущественно речью коммуникативный процесс является одной из основ телевидения и напрямую соответствует природе экрана.
Интервью – это обмен взглядами, фактами, мнениями, сведениями.
Интервью стало ключевым жанром журналистики в 19 веке, когда периодическая печать переживала бурное развитие, а диалог приобрел массовое распространение в качестве способа получения информации от ее носителя, то есть от первоисточника. Развитие радио раскрыло дополнительные возможности этого жанра, включив в него третью сторону – аудиторию, которая оказалась реальным слушателем диалога.
Телевизионной интервью обогатило жанр еще одним важнейшим качеством, а именно зрелищностью. Ввиду аудиовизуального характера телекоммуникации источником информации оказывается не только звучащая речь с богатством ее эмоциональной, интонационной окраски, но и жесты, мимика, поведение собеседников, а в некоторых случаях и окружающее пространство. Именно зрелищность обусловливает особую достоверность и широкое распространение жанра интервью в телевизионных программах.
Таким образом, для журналиста интервью является способом получения информации путем общения с ее носителем. В то же время интервью – это жанр публицистики в форме диалога, беседы, в котором журналист на телеэкране с помощью вопросов помогает интервьюируемому максимально полно и логически последовательно раскрыть тему в ходе телепередачи.
Персональное интервью (интервью-портрет)
Персональное интервью сфокусировано на одном герое, для его подготовки предварительно следует провести встречу, и не одну, с заинтересованными людьми либо наоборот, сторонними наблюдателями. Героем интервью может стать человек, проявивший себя в какой-либо области общественной жизни и привлекающий внимание широкой публики. Иногда встречаются персональные интервью с «простыми людьми», которые либо в чем-то себя проявили, либо наоборот, являются очень типичными. Детали быта, одежда, интерьер, особенности речи героя интервью несут большую нагрузку.
Целью портретного интервью является создание эмоционально-психологического портрета собеседника.
Журналист должен сообщить зрителю как можно больше сведений о герое, осветить вопросы, которые нацелены на раскрытие его характера и показательные в этом плане. Основной предмет такого интервью – неординарная личность, человек, который интересен всем.
По логической схеме интервью можно выделить два основных его типа:
- Интервью с одним смысловым центром;
- Интервью с двумя смысловыми центрами.
К интервью первого типа относятся интервью-портреты. Предметом речи в них является человек. В этом случае все направлено на раскрытие личности героя интервью. Журналист и его собеседник чаще всего известны широкой публике, их жизнь довольно известна, поэтому цель интервью – извлечение новой информации, неожиданного факта, а не внутренний мир интервьюируемого.
Отличительная черта интервью-зарисовки – наличие авторский отступлений, комментариев и т.д.
Традиционно интервьюируемые делятся на следующие категории:
- Государственные и политические деятели, специалисты, люди, обладающие специфическими знаниями в определенной области. Интервью с ними проводят с целью выяснения какой-то информации по актуальному вопросу;
- Знаменитости. Их интервьюируют для того, чтобы обнародовать подробности их творчества;
- Простые люди. У них интервью берут для выяснения общественного мнения о каком-либо событии.
Интервью на телеэкране в идеале должно выглядеть как непринужденная беседа двух людей. Исключением являются ситуации официального характера.
Для получения официальных разъяснений по вопросам внешней и внутренней политики государства проводится протокольное интервью. В роли интервьюируемого здесь выступает официальное лицо.
Целью информационного интервью является получение определенных сведений. При этом ответы интервьюируемого не являются официальным заявлением, и тон беседы поэтому близок к обычному. Информационное интервью входит в состав информационно-публицистических программ.
Задача проблемного интервью - выявление различных точек зрения или способов решения социально значимой проблемы.
Для выяснения мнений по определенному вопросу у собеседников, не вступающих в контакт между собой, проводится интервью-анкета.
Проведение интервью в прямом эфире требует от журналиста сосредоточенности, однако она не должна проявляться в речевом поведении ведущего.
Таким образом, интервью как жанр занимает важное место на телеэкране. Практически нет ни одного информационного выпуска, где бы журналист ни задавал вопросов компетентным людям, ни интересовался мнением о каких-либо важных события, ни обращался к участникам событий. Как правило, интервью является элементом сложных телевизионных форм. Для создания самостоятельной передачи этот жанр используется гораздо реже.