Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нравственные принципы СМИ

Определение 1

Этический кодекс СМИ – это основные этические принципы, которым должны следовать журналисты.

Нравственные принципы теле- и радиожурналистики

Каждый гражданин имеет право свободно выражать свои мысли. Распространяется это право на любые гражданские меньшинства и группы – религиозные, национальные, образовательные и т.д. Гражданское общество применительно к телевидению является субъектом вещания.

Общество имеет право на полноту информации о себе самом. Сюда входит знание о многообразии и разнообразии мнений, которые составляют сферу массового сознания. И в интересах большинства чтобы был услышан голос гражданских меньшинств. В этом смысле гражданское общество применительно к телевидению выступает объектом вещания.

Социальной миссией телевидения является обеспечение сосуществования этих прав – прав гражданского самовыражения и права общественной потребности в информации.

Однако никакая правда не может быть опаснее последствий, возникающих в результате незнания или нежелания знать. Тележурналист доводит полученную информацию до зрителя несмотря на любые препятствия и попытки помешать ему ее обнародовать.

Замечание 1

Свобода журналистики предполагает свободу ставить вопросы, поднимать и обсуждать острые проблемы, критиковать действия властей или частных учреждений, когда такие действия несут угрозу общественным интересам, осуждать бездействие властей или злоупотребление властью и т.д.

Основной задачей телевидения является донести до аудитории целостную картину общественным умонастроений и взглядов в их полном разнообразии.

Так как часто потребности и интересы зрителей и героев телепрограмм не только различны, но нередко противоположны, документалист оказывается в таком положении, когда любое его слово или действие могут привести к непредвиденным, а порой и к нежелательным последствиям.

«Нравственные принципы СМИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Возникает ситуация выбора между долгом журналиста и правом аудитории, а значит, появляется необходимость принимать решения – моральные, этические, социальные.

Другими словами, там, где есть свобода выбора, есть и ответственность за собственные решения. Тележурналист несет ответственность перед:

  • Обществом;
  • Зрительской аудиторией;
  • Героями передач;
  • Гильдией журналистов;
  • Телекомпанией, от имени которой журналист обращается к зрителям;
  • Самим собой.

Ответственность журналиста еще больше возрастает с учетом следующих обстоятельств:

  • Любая информация поддается пропагандистским манипуляциям;
  • Самоценность факта, которая исключает любые формы тенденциозности;
  • Современное общественное сознание поляризовано, и любая попытка политизации приводит к обострению гражданского противостояния.

Ответственность журналиста перед обществом

Ответственность журналиста перед обществом выражается в его отношении к меньшинствам. В тех случаях, когда журналист, который считает, что обязан говорить «только правду», не отдает себе полного отчета в том, что разные группы и меньшинства имеют свои представления о правде, эффект публикации может оказаться противоположным задуманному. Поэтому профессиональный документалист, который имеет дело с фактами и мнениями героев интервью и репортажей, каждый раз должен соизмерять значение полученной информации с тем, какое воздействие она может оказать на аудиторию. Он должен иметь в виду, что для кого-то это воздействие может быть негативным.

Ответственность журналиста перед обществом выражается также и в культуре телевидения. Оно интегрирует общество. Поэтому отсутствие у работников вещания профессиональной культуры является существенным пробелом. Телевидение оказывает воздействие на аудиторию и языком речи, звучащей с экрана, и манерой поведения ведущих и участников передач, и присутствием в эфире людей, которые воплощают представления о настоящей интеллигентности. Телевидение становится художественным посредником, который формирует культуру общества.

Ответственность СМИ перед потребителем

Большинство нравственных принципов СМИ являются результатом многолетней практики, когда любой журналистский «ляп», любая неудача давали урок профессионализма и давали возможность новому поколению приобрести полезный опыт. Так сформировался свод неписаных законов внутренней журналистской этики. Вот некоторые из них:

  • журналист не должен инициировать события
  • не показывать «лжеминирования» и «самосожжения»
  • новостные СМИ не должны публиковать заказные материала
  • информация должна быть проверенной и достоверной и т.д.

«Самосожженцы» - это внутренний термин в журналистики. Под этим термином подразумевают людей либо группу людей, пытающихся использовать СМИ для решения личных проблем. Появился этот термин после того, как вышел сюжет о женщине, предпринявшей попытку акта самосожжения на пороге здания областной администрации, так как ей, многодетной матери-одиночке, отказывались предоставить жилье большей площади, чем у нее имелось. Такой пример мог стать заразительным.

«Лжеминирования» - это сюжеты о якобы заложенной в здании взрывчатке. По данным штаба ГО и ЧС количество сообщений о минированиях резко увеличивается после публикации в СМИ подобной информации.

На первый взгляд, принцип, согласно которому в новостных СМИ не должно быть заказного материала, кажется само собой разумеющимся. Но многие владельцы региональных СМИ часто ссылаются на то, что рекламодатели предпочитают положительные сюжеты и статьи о себе открытому размещению рекламы. Некоторые учебные центры даже учат журналистов создавать заказной материал таким образом, чтобы это не бросалось в глаза.

Однако часто публикация такого материала подрывает доверие потребителя к изданию. А доверие аудитории является главным козырем СМИ с точки зрения его экономической эффективности. Если читатель доверяет изданию, оно популярно, а в популярных изданиях реклама стоит дорого. Поэтому экономика и этика между собой тесно связаны.

Журналист в своей работе должен максимально следовать этическим принципам. Он должен осознавать свою ответственность перед обществом и тщательно проверять информацию, обдумывать и взвешивать каждое слово, предугадывать возможные последствия, к которым может привести его материал.

Дата написания статьи: 25.06.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot