Медиакритика – это область современной журналистики, осуществляющая критическое осмысление и оценку медиаконтента.
Сущность понятия «медиакритика»
В процессе формирования современной коммуникационной культуры могут принимать участие не только институты «формального» образования, но структуры гражданского общества, журналистика, публицистика, СМИ, которые располагают большим потенциалом распространения информации и знаний, а также развития коммуникационного опыта граждан. Особую роль в этом играет медиакритика. Она осуществляет критическую оценку и осмысление медиаконтента и всего комплекса проблем социального функционирования медиа.
Критика – это конструктивное сомнение, рациональная проверка коммуникационного опыта, накопленного обществом, на ценность и достоверность. Благодаря критике постоянно происходит пересмотр действующих социально-культурных и других нормативов в сфере массовой коммуникации. Это способствует развитию и обновлению медиакультуры. Критика, таким образом, выполняет регулирующую и социально-ориентирующую роль в области массовых коммуникаций.
Медиакритика в англоязычной литературе обозначает различные, хоть и взаимосвязанные, явления. Медиакритика относится к научному анализу деятельность массмедиа в исследованиях. Здесь речь идет о медиакритике как компоненте науки о массовых коммуникациях, который нацелен на оперативное познание и оценку текущей медиапрактики с использованием научных методов.
Кроме того, термин медиакритика используется применительно к сфере журналистского творчества, которое связано с критико-оценочным познанием содержания медиа и актуальных проблем функционирования массмедиа. Другими словами, медиакритика рассматривается как журналистская критика СМИ, для которой характерным является сочетание научного знания и практического познания.
Таким образом, медиакритика – это область современной журналистики, которая осуществляет критическое осмысление, оценку актуальных, социально значимых аспектов производства информации в СМИ.
Виды и формы медиакритики
Медиакритика, в зависимости от состава авторов, от аудиторного предназначения произведений, особенностей их содержания бывает следующих видов:
- Профессиональной;
- Академической;
- Массовой.
Все три вида медиакритики взаимосвязаны. Академическая медиакритика развивается преимущественно в формате научной журналистики, которая главным образом адресована исследователям массмедиа. Профессиональная медиакритика представлена работами медиапрофесионалов и в первую очередь обращена к сообществам журналистов и других создателей медиаконтента. Массовая медиакритика предназначена для широкой аудитории. В совокупности, перечисленные три вида медиакритики образуют сложное триединство, которое представляет собой одно из основных свойств этой области журналистики.
Медиакритика может осуществляться в разных формах от имени общественных движений, групп, ассоциаций. Эти формы медиакритики, которые характеризуются как гражданские (общественные), обеспечивают развитие взаимодействия и диалога между СМИ и гражданским обществом. Медиакритика в условиях демократии и идейно-политического плюрализма обеспечивает публичное выражение многообразия взглядов и позиций на деятельность СМИ, а также способствует развитию общественных дискуссий по проблемам социальной деятельности прессы, как печатной, так и электронной, выработке согласованных решений и позиций, которые нацелены на удовлетворение потребностей общества в информации, на улучшение деятельности СМИ, правовой среды функционирования медиа, государственной информационной политики.
Просветительские возможности медиакритики
Журналистика, которая отвечает своему общественному предназначению, выполняет функцию популяризации научных знаний, ей является свойственным элемент педагогики, что сближает ее с институтами просвещения и образования. Журналистика способна оказывать воздействие на широкую аудиторию, при этом используя и логико-понятийные, и эмоционально-образные ресурсы.
Журналистика – динамичная система, которая способна мгновенно реагировать на изменение потребностей общества и социальных условий. Она, выполняя просветительскую функцию, оказывает влияние на социализацию и ресоциализацию личности, быстро реагируя на изменения общественной среды. В современном обществе возможности воздействия журналистики на массовое сознание превосходят потенциал системы просвещения и образования. Журналистская критика средств массовой информации является фактором постоянного воздействия на аудиторию, при котором произведения критического характера на регулярной основе публикуются в специализированных издания, специальных рубриках и разделах, радио- и телевизионных программах.
Базовая характеристика медиакритики – актуальность, обращенность в важным проблемам современной медиапрактики.
В лучших образцах медиакритики сочетаются свойства публицистичности и научности. Они мобилизуют познавательную активность аудитории, активно-критическое восприятие аудиторией медийного содержания.
Произведения медиакритики, посвященные разным аспектам медиапрактики, способствуют ознакомлению аудитории с механизмами функционирования массмедиа, с правилами и нормами профессиональной деятельности журналистов и других участников создания медиаконтента, социальной ролью СМИ. Такая осведомленность упрощает процесс формирования взвешенного, осознанно-критичного отношения граждан к СМИ, что способствует сокращению возможностей медиа манипулировать аудиторией в коммерческих и политических целях, а также к осознанию гражданами и выражению ими своих информационных интересов и прав.
Медиакритика и медиаобразование, являющиеся гуманистически-ориентированными, в то же время являются взаимопроникающими, смежными сферами деятельности, которые во многом совпадают по целям и задачам, но различаются по используемым технологиям воздействия.