Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие медиакомпентности и медиаиммунитета

Определение 1

Медиакомпетентность – это совокупность знаний, способностей, умений личности, способствующих отбору, оценке, использованию, критическому анализу, созданию, передаче медиатекстов в разных формах, видах, жанрах, а также анализу сложных процессов функционирования медиа в обществе.

Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетенция

Медиаобразование призвано повышать уровень медиаграмотности аудитории. Медиаграмотность многогранна. Аудитория, являющаяся медиаграмотной, имеет представление о процессе отбора и создания медиа текстов для повестки дня, способна определить несбалансированность предоставляемой информации, выявить лоббирование интересов. То есть медиаграмотная аудитория имеет высокий уровень оценки и понимания медийного мира, являющегося репрезентантом реального мира.

Зарубежные теоретики медиаобразования рассматривают медиакритику как составную часть деятельности, которая нацелена на развитие и образование личности с помощью материалов масс-медиа для формирования культуры общения со средствами массовой информации, коммуникативных, творческих способностей, умения осуществлять самостоятельный анализ, интерпретацию и оценку медиатекстов. В термин «медиакритика» при этом интегрирован гораздо более широкий смысл. Медиакритика охватывает подготовку критико-журналистских публикаций, а также критический разбор содержания медиатекстов, анализ деятельности медиаорганизаций. Помимо периодической печати, радиовещания, телевидения и сетевой прессы в число масс-медиа теоретики медиаобразования относят также видео и кино. В связи с этим медиакритика – это не только критика средств массовой информации, но кинокритика.

Замечание 1

Результат медиаобразования – повышение уровня медиакомпетентности аудитории.

«Развитие медиакомпентности и медиаиммунитета» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ввиду того, что медиакомпетентость многопланова и многомерна, ей требуется широкая перспектива, основанная на развитой системе знания. Медиакомпетентность – это не фиксированная сумма знаний. Увеличивать степень медиакомпетентности, наращивать знания можно на протяжении всей жизни посредством восприятия эмоциональной, этической, эстетической информации, ее интерпретации и анализа. Аудитория, которая обладает высоким уровнем медиаграмотномти, имеет более высокий уровнь оценки понимания медийного мира. благодаря медиакомпетентности человек может найти ответы в условиях исторически ограниченных знаний, которые доступны его восприятию.

Развивать медиакомпетентность можно различными путями, при этом важно найти между ними баланс. Так, увлечение только практическими упражнениями либо только теоретизированием может привести к неудаче. Поэтому цель медиаобразования должна быть направлена не только на то, чтобы:

  • научить аудиторию «читать» и извлекать из медиатекстов смысл;
  • давать возможность аудитории создавать свои медиатексты;
  • научить аудиторию систематически размышлять о процессе «письма» и «чтения»;
  • научить понимать и анализировать собственную деятельность как авторов и как читателей.

Таким образом, медиаобразование – это целенаправленная подготовка личности к умелому и безопасному использованию системы масс-медиа и информационно-коммуникационных технологий. Медиакомпетентность развивает критическое мышление, способствующее независимости суждений и принятию компетентных решений людьми в ответ на информацию, получаемую ими через каналы массовой коммуникации. Медиаобразование позволяет распознать сообщения, зашифрованные в текстах медиакультуры.

Медиакритика и медиаиммунитет

Одной из важнейших составляющих медиаобразования является обучение аудитории анализу медиатекстов самых разных жанров и видов. Эффективным средством в этом случае является медиакритика.

Определение 2

Медиакритика – это область журналистики, деятельность, в процессе которой осуществляется критическое познание и критическая оценка социально значимых, актуальных профессионально-этических, творческих аспектов информационного производства в СМИ с акцентом на творческую сторону медиасодержания.

Медиакритика – это общение с аудиторией, в ходе которого на основе интерпретации, анализа и оценки медиактекстовых и жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается воздействие на восприятие медиасодержания, а также на представления о мире, формирующиеся в сознании массовой аудитории.

Задачи медиакритики связаны с использованием медиаинформации всех жанров, форм и видов, ее анализом, выявлением политических, социальных, экономических, культурных интересов, связанных с ней.

Медиакритика делится на:

  • Академическую;
  • Профессиональную;
  • Массовую.

Академическая медиакритика связана с публикацией научных исследований, которые связаны с изучением и осмыслением медийной сферы и рассчитана преимущественно на специалистов в сфере медиалогии, а также преподавателей медийных факультетов и вузов.

Профессиональная медиакритика – это публикации в изданиях, которые ориентированы на профессиональную аудиторию работников медиасферы.

Массовая медиакритика – это публикации, рассчитанные на массовую аудиторию.

На пути медиакритика, как и медиаобразования, возникает множество препятствий, таких как:

  • элитарность, когда люди замечают влияние медиа на других, но при этом не хотят признавать влияние медиа на их собственную жизнь;
  • сложность медиаязыка;
  • эмоциональный характер медиавоздействий, который навязывают образцы поведения в обществе;
  • доверие аудитории к медиа – для части аудитории оно становится препятствием для адекватного анализа медиатекстов.

В современных условиях, когда медиа не только распространяют информацию, но и во многом формируют общественное сознание, влияют на поведение аудитории, являются эффективным средством пропаганды крайне важно наличие медиаиммунитета.

Определение 3

Медиаиммунитет – это устойчивость личности к лжи, провокациям, манипуляциям и т.д.

Это способность человека в современных условиях информационного общества отделить правдивую информацию от ложной. Критическое мышление, высокий уровень медиакомпетентности способствуют укреплению медиаиммунитета.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 13.11.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot