Манипулирование – это скрытое психологическое воздействие на человека, осуществляемое с целью вынудить его сделать нечто противоречащее его интересам, но нужное манипулятору.
Управление вниманием. Управление эмоциями
Телевидение является самым эффективным инструментом влияния на общественное мнение. Одной из манипулятивных методик телевидения является управление вниманием. Исследователи утверждают, что уже через 20 минут просмотра телепередачи мозг человека начинает впитывать информацию, поступающую оттуда. Но чтобы этот процесс осуществить, необходимо завоевать внимание аудитории. Для того, чтобы привлечь человека к просмотру передачи, кроме выбора актуальной темы существуют и другие способы. Например, привлечение внимание с помощью раздражителей, которые создают контраст с окружающим фоном. Такой прием активно применяется на практике в виде представления телезрителю противоположных мнений, мнения известного человека среди точек зрения рядовых авторов и т.д.
Важным аспектом манипулятивного воздействия средств массовой информации на аудиторию является апеллирование к эмоциям человека. Именно обращение к эмоциям призвано помочь манипуляторам скрыть истину, а неистинное, логически недоказуемое, под влиянием эмоций может выглядеть как приемлемое, правильное. А.Е.Левченко, рассуждая об эмоциональном воздействии средств массовой информации на аудиторию, выделяет понятие эстетической информации. Он считает, что если семантическая информация обращена к здравому смыслу и логике человека, то информация эстетическая вызывает определенные душевные состояния, эмоции. Один из эффективных приемов воздействия на эмоции адресата – метод персонификации. В этом случае показ какого-либо события происходит через конкретную человеческую историю. Зритель в таком случае может отождествлять себя с героем передачи, поставить себя на его место и эмоционально пережить события. По мнению исследователей, применение человеческой истории существенно увеличивает интерес телезрителей к проблеме. Но неграмотное применение этого метода может привести к стереотипизации явлений (например, показ молодежи как развращенного поколения, неспособного позаботиться о будущем). Стереотип является одной из угроз эффективности социальной журналистики. Он создает видимость прекрасного знания проблем и иллюзию их очевидного решения либо невозможности решения. В стереотипе заключается рычаг манипулятивного воздействия СМИ на общество.
Наиболее распространенными методами эмоционального воздействия являются:
- Сенсационность;
- Медиазапугивание;
- Медианасилие.
При использовании метода запугивания описывают несколько различных неблагоприятных ситуаций, противопоставляя их. Благодаря этому создается ситуация альтернативы, когда в результате живописного и убедительного рассказа об ужасности большего зла меньшее зло представляется практически как добро.
Использование метода сенсационности позволяет переключить внимание аудитории со смысла происходящих событий на их уникальность.
Медианасилие – это воздействие на эмоции зрителя посредством демонстрации сцен насилия, жестокости, кровавых сцен и т.д.
В своих исследованиях С.Томпсон и Д.Брайант называют три главных уровня воздействия телевизионного медианасилия:
- Эмоциональный;
- Поведенческий;
- Когнитивный.
Эмоциональное воздействие заключается в том, что просмотр сцен жестокости и насилия вызывает немедленную реакцию (беспокойство, испуг) либо долгосрочную эмоциональную реакцию (опасение стать жертвой, устойчивый страх).
Когнитивное воздействие заключается в том, что просмотр сцен жестокости и насилия оказывает влияние на восприятие человеком реального мира (например, человек начинает преувеличивать опасность).
Поведенческое воздействие состоит в том, что просмотр сцен жестокости и насилия оказывает влияние на поведение зрителя (катарсис, возбуждение, десенсибилизация, дизингибиция, растормаживание, имитация).
Десенсибилизация – это ослабление восприятия сцен жестокости и насилия в реальности.
Растормаживание или дизингибиция – это ослабление факторов, которые сдерживают совершение правонарушения.
Имитация – это воспроизведение увиденной модели поведения.
Рассматривая воздействие сцен жестокости и насилия на аудиторию, выделяют следующие механизмы:
- Обучение аудитории агрессивным, насильственным действиям и последующему их совершению в реальной жизни (то есть насилие представляется как допустимый способ решения проблем);
- Манипулирование чувством страха;
- Стимуляция агрессивных инстинктов аудитории;
- Прививание аудитории чувства безразличия, равнодушия к жертвам насилия;
- Виртуальный, катарсический, безопасный выход агрессивных эмоций, которые не приводят к негативным последствиям.
Управление установками
На сознание и установки зрителя могут влиять не только сцены насилия. С.Томпсон и Д.Брайан описывают «эффект прайминга». Он заключается в том, что люди, которые потребляют значительный объем телеинформации, склонны культивировать эту искаженную картину реальной действительности, то есть телевидение меняет установки и сознание в целом. Главные методы формирования и изменения установок – внушение и убеждение.
Убеждение – это метод воздействия на сознание человека путем обращения к его собственным критическим суждениям. То есть это выстраивание доказательств и фактов, не перечащих мировоззрению человека, но в то же время усиливающих его установки. Многое в этом случае зависит от критериев отбора информации и формы ее представления журналистом. Конечная цель СМИ – убеждение зрителя в достоверности предоставляемой информации. Для этого используются такие приемы, как:
- Фрагментарность подачи информации;
- Ритуаилизация – это освещение официальных встреч, мероприятий и т.д.;
- Персонализация;
- Отвлечение внимания.
- Внушение – это процесс воздействия на психику против воли человека, связанный со снижением критичности и сознательности при восприятии информации, а также с отсутствием оценки и логического анализа. Цель внушения – создание определенного состояния либо побуждение к определенным действиям. Достижение этой цели возможно при использовании следующих приемов:
- Свидетельство – это приведение высказываний личности, которую уважают или ненавидят (чтобы вызвать заведомо положительное или негативное отношение к идее);
- Наклеивание ярлыков – это обозначение конкретной вещи каким-либо символом
- Спираль умолчания – это фабрикация общественного мнения.