Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ публикаций в средствах массовой информации СССР

Определение 1

Пропаганда – это распространение и углублённое разъяснение каких-либо учений, знаний, идей.

Особенности советских СМИ

Средства массовой информации являются мощным инструментом воздействия на умы граждан и формирования общественного сознания. Массмедиа в разные исторические эпохи имели разные формы. Отличался набор средств массовой информации, их концепция, темы публикаций и т.д.

Общественным строем СССР, согласно Конституции, был социализм. И основной задачей СМИ в советских условиях было донесение до масс позиции власти как единственно возможной и правильной. СМИ той поры полагалось любые факты интерпретировать в необходимом ракурсе, вдохновлять соратников на борьбу с врагами – внешними и внутренними, а также всячески порицать идеологических противников.

Статья: Анализ публикаций в средствах массовой информации СССР
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Так как средства массовой информации полностью финансировались из государственного бюджета и подчинялись государству, свободомыслие в них было полностью исключено. Советский человек был твердо уверен, что точка зрения журналиста из газеты «Советская Россия» абсолютно совпадает с мнением журналиста из «Правды» и «Московского комсомольца». Политику партии до читателя доносили даже обозреватели спортивных изданий.

Эта же ситуация наблюдалась на телевидении и на радио. Всего в стране было два Центральных канала. В середине 1960-х годов появился еще один канал, который на протяжении двадцати лет выполнял функцию образовательного канала. В 1982 году он получил название Московской программы.

В 1967 году появилась четвертая программа. Пятым каналом Центрального телевидения была ленинградская программа.

Все телепередачи и кинофильмы были строго идеологически выверены, а дикторы информационных программ рассказывали о достижениях трудового народа.

В 1930-е годы появились гулаговские газеты, так как число заключенных в лагерях стремительно росло. Но и в этих газетах содержались призывы к ударному труду и перевыполнению плана. Учитывая, что обращались такие публикации к полуголодным, изможденным людям, работающим на тяжелых работах, становится понятным нравственный настрой таких изданий. Если заключенные опубликованным призывам не следовали, их зачисляли в саботажники, что существенно усложняло их и без того нелегкую жизнь. Предполагалось, что заключенные сами могут писать в газеты и становиться лагерными корреспондентами. Главная задача лагеркоров – разоблачение «притаившихся врагов».

«Анализ публикаций в средствах массовой информации СССР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Отражение в советской прессе политических судебных процессов

В советской прессе постоянно звучал тезис о нарастании классовой борьбы. И настолько же настойчивым был и поиск врагов народа как среди чужих, так и среди партийцев. Это было фактически прикрытием политической борьбы И.Сталина за власть. Партийные и советские руководители разных уровней, военачальники, комсомольские деятели, хозяйственники, ученые, представители интеллигенции, их родственники обвинялись в контрреволюционной деятельности. в 193-195-е годы будничным явлением стали судебные процессы над «врагами народа». Эти процессы подробно освещались в СМИ. Репрессивная государственная машина работала быстро и слаженно, так, что большая часть подсудимых признавала обвинения. Такие отчеты печатали в газетах «Известия» и «Правда». Кроме материалов «о врагах народа» в газетах помещались сообщения о преобразованиях, которые происходили после принятия конституции 1936 года.

В предвоенные годы журналистика была весьма разнообразной. Широко использовались такие жанры, как:

  • Статья;
  • Экономическое обозрение;
  • Открытое письмо;
  • Отчет;
  • Коллективное обращение;
  • Очерк.

Очерк был наиболее популярным жанром советской журналистики довоенного времени. Популярны были несколько типов очерков:

  • Индустриальный очерк, в котором главным героем был человек труда, созидающий, воодушевленный, самоотверженный, неуемный;
  • Сельскохозяйственный очерк, в котором речь шла о переустройстве жизни в деревне;
  • Путевой очерк. Он, как правило, посвящался рассказу о новом укладе жизни в отельных уголках огромной страны, о новом облике СССР;
  • Портретный очерк был вызван социалистическим соревнованием, появлением новаторов, передовиков производства.

Несмотря на то, что советская журналистика этого периода полностью подчинялась партийному диктату, СМИ принимали активное участие в формировании культа личности И.Сталина, были средством проведения жесткой государственной и партийной политики, инструментом расправы над теми, кто не подчинялся директивам партии. Пресса пользовалась абсолютным доверием народа, который ей верил и следовал ее призывам, поэтому пресса в обществе продолжала играть ключевую идеологическую роль вплоть до 1990-х годов.

Публицистика во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время

Советская публицистика военного периода весьма разнообразна. Она рождалась из сплава таланта журналистов, убежденности бороться за свободу Родины и связи с реальной жизнью. В СМИ этого периода публиковались письма бойцов армии, рабочих, тружеников тыла, что создавало у людей чувство единства. Выдающиеся публицисты-писатели, такие, как А.Толстой, М.Шолохов, Н.Тихонов, Б.Горбатов, К.Симонов, М.Шагинян, Л.Леонов с самых первых дней войны начали писать о войне для газет. Эти произведения призывали людей встать на защиту Родины.

Важную роль играли корреспонденции военных корреспондентов. Наиболее известным среди военных корреспондентов был К.Симонов.

Победа в войне, освобождение от фашизма не сказалось на политической обстановке в стране. А экономическое положение было катастрофическим. Разрушенные села и города, разваленное хозяйство, нехватка мужской силы в сельском хозяйстве и промышленности, продуктовый и товарный голод были реальностью советского государства в послевоенное время. Партия призывала народ на свершение новых подвигов – экономических. Это стало важнейшей задачей советской журналистики наряду с усилением идеологической пропаганды. Однако советская пропаганда должна была хотя соблюдать видимость демократичности, поэтому материалы СМИ строили по принципу защиты идей социализма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 13.01.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot