Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Изменения в культуре и общественном сознании в СССР в 1980 гг.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Распад СССР. Предпосылки / Изменения в культуре и общественном сознании в СССР в 1980 гг.
Изменения в культуре и общественном сознании в СССР в 1980 гг.

Совершенствование системы образования

В начале 1980-х гг. вопрос о совершенствовании образования в стране вновь стал предметом широкого обсуждения. Речь шла об:

  • улучшении структуры общего среднего и профессионального образования,
  • развитии трудового воспитания и профессиональной ориентации,
  • повышении качества учебно-воспитательного процесса,
  • усилении роли учителя и всей системы образования.

В апреле 1984 г. эта проблема рассматривалась на Пленуме ЦК партии и заседании Верховного Совета СССР, который принял специальное постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы».

Реформа вводила в стране общеобразовательную 11-летку. Школа делилась на:

  • начальную (I–IV классы),
  • неполную среднюю (V–IX классы),
  • среднюю общеобразовательную и профессиональную, включающую X–XI классы общеобразовательной школы, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения.

Предполагалось, что выпускники девятых классов будут в массовом порядке продолжать учебу в средних профессиональных училищах, а учащиеся X–XI классов продолжат трудовое обучение с овладением массовыми профессиями и по окончании школы поступят в техникумы с двух-трехлетним сроком обучения и вузы. За одну-две пятилетки предусматривалось обеспечить всеобщее среднее образование молодежи с профессиональным уклоном.

Замечание 1

Однако эта реформа не устранила недостатки в образовании молодежи. Поэтому уже в 1988 г. снова началась перестройка образования в соответствии с потребностями народного хозяйства, с учетом наклонностей и способностей учащихся, пожеланий родителей. Проведение этой реформы по объективным причинам остановилось в начале 1990-х гг.

Продолжало расти количество высших учебных заведений. Часть институтов была реорганизована в университеты. Для работающей молодежи создавались рабочие факультеты, на которых обучение велось во вторую смену. Распространение получила заочная форма обучения. В целом в 1985 г. в стране работало 33 млн. человек с высшим образованием. Однако уровень подготовки многих из них не соответствовал требованиям времени. Часть выпускников работали не по специальностям. Чтобы исправить ситуацию, между учебными заведениями и предприятиями заключались соглашения о подготовке специалистов определенного профиля, но это не решало проблему.

Либерализация культурной жизни

Проведения политики «перестройки» способствовало возвращению к культурной жизни диссидентов, публикации ранее запрещенных произведений. В 1987 – 1988 гг. было напечатано произведения: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Реквием» А. Ахматовой, «Доктор Живаго» Б. Пастернака. В конце 1980-х гг. возникли негосударственные издательства, в которых печаталась преимущественно философская и религиозная литература – произведения Н. Бердяева, В. Розанова и других.

Либерализация культурной жизни. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В молодежной среде популярностью пользовались песни Василия Соловьева-Седого, Александры Пахмутовой, Андрея Петрова, Эдуарда Колмановского. Мощно заявил о себе русский рок, расцвет которого пришелся на годы «перестройки»: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «ДДТ» (Юрий Шевчук), «Кино» (Виктор Цой), «Крематорий» (Армен Григорян), «Алиса» (Константин Кинчев), «Наутилус» (Вячеслав Бутусов) и другие. В музыкальной жизни проявились самые разнообразные направления – от авангардизма до так называемой «новой простоты» и минимализма.

Появление независимых СМИ и изменение общественных настроений

Замечание 2

В русле политики гласности появились независимые средства массовой информации. Ареной острых дискуссий в обществе стали периодические издания – газеты «Московские новости», «Аргументы и факты», журнал «Огонек». В них размещались статьи с анализом процессов перестройки, разоблачением коррупционных схем, поддержкой реформационного курса М. Горбачева.

В 1987 г. впервые появились негосударственные телеобъединения «НИКА-ТВ» (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения). На государственных телеканалах, преимущественно в ночное время транслировались альтернативные передачи: «ТСН», «12-й этаж», «Взгляд» и др.; начали транслировались песни в исполнении певцов ранее запрещенных жанров – рока и панка, значительно чаще демонстрировались концерты с песнями национальных коллективов («Смеричка», трио Мареничей с Украины, «Сябры» из Белоруссии и др.). Особой популярностью у населения пользовалась песня. Цоя «Мы ждем перемен». Она стала символом тогдашней эпохи для значительной части советской молодежи.

В конце 1980-х гг. возникли альтернативные объединения писателей, литераторов – «Писатели в поддержку перестройки», «Содружество», «Союз духовного возрождения России» и др. Они одобряли демократические тенденции в стране.

В противовес названным организациям значительно активизировались и сторонники сохранения существующего общественно-политического строя. Свои взгляды они размещали не только в официальных, но и в альтернативных изданиях. Примером критики перестройки и процессов демократизации в культуре стала статья Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», опубликованная в газете «Советская Россия» в марте 1988 г.