Культуроформирующая функция
Несомненно журналистика является частью духовной культуры любого общества.
Журналистика распространяет самые различные образцы культуры. Подобное невозможно без разветвленной системы литературно-художественной журналистики. Так в современности вся журналистская система – это один из главных коммуникационных каналов, ради которого создается эстетическая информация и благодаря которому аудитория может воспринимать эту информацию.
Также журналистика может создавать художественные (литературные, эстрадные, танцевальные и пр.) авторитеты.
Журналистика представляет своей аудитории крайне широкую хронику художественной жизни, освещает события мировой культуры, информирует о национальных явлениях с учетом международных художественных процессов. Так свое отражение в различных СМИ находят художественные выставки, творческие конкурсы и пр.
В журналистском русле содержится и развивается художественная критика, что вообще появилась много лет назад именно как журналистское явление.
Рекреативная функция
Название функции журналистики «рекреативная» происходит от слова recreatio, что означает восстановление человеком сил. То есть, СМИ предоставляют возможность человеку отдохнуть и развлечься.
Ранее отношение к этому роду журналистики было снисходительным. Но стоит отметить, что эта функция естественна, поскольку человеку необходим отдых.
Однако в настоящий момент заметно желание некоторых руководителей СМИ направить деятельность своего средства массовой информации по пути постоянного развлечения своей аудитории (причем, некоторые коммерческие радиостанции, телеканалы и пр., что отличаются именно этим, имеют очень высокие рейтинги – они востребованы аудиторией).
Рекреационная функция мало выражена в печатной периодике и активно используется в электронных СМИ, а также на радио и телевидении, поскольку на чтение необходимо затрачивать силы.
Телевидение и интернет дают возможность быстрого и легкого доступа к самым различным развлечениям. Конечно же, электронные коммуникации дают больше возможностей аудитории обратиться к разным развлечениям, например, к сериалам, играм и пр., но стоит отметить и то, что при помощи этой возможности люди получают информацию примерно в одном определенно привлекательном и развлекательном стиле.
Рекреационная функция СМИ демонстрирует параллели с древним философским течением, что понимает удовольствие как культ и провозглашает его основной целью жизни человека.
Рекламно-справочная функция
Благодаря рекламно-справочной функции журналистики происходит накопление человеком определенного багажа знаний, организация его быта, происходит становление его ценностной ориентации.
Аналитической журналистике присущи свои методологические функции – это координирующая, конструирующая, интегрирующая и логико-гносеологическая. В своей основе все они имеют массу информационного и рекламно-справочного материала.
В средствах массовой информации сегодня (особенно в интернет-СМИ) присутствует справочная информация по любому тематическому запросу.
Реклама примыкает к справочным материалам в журналистике. Именно ей отдаются очень большие площади информационного пространства, поскольку реклама для многих СМИ является одним из основных (если не основным) источником финансирования.
Любопытно, что реклама, связывая стандарты потребления с каким-либо образом жизни, выполняет еще и идеологическую функцию.
Реклама способна представлять аудитории образцы для подражания.