Коммуникация – это социальное взаимодействие, осуществляемое посредством обмена сообщениями.
Коммуникативные способности журналиста. Уровни информации
Общение является важнейшим инструментом налаживания контактов с людьми, поэтому журналист изначально должен владеть коммуникативными навыками и постоянно их совершенствовать.
Журналисту приходится играть самые разные коммуникативные роли. Это возможно только тогда, когда он хорошо изучил особенности поведения и язык социальных типажей, их жизненные стратегии, особенности образа жизни и т.д. Эти знания помогают развивать коммуникативные способности журналиста. Отрабатывая ту или иную коммуникативную роль, он одновременно совершенствует свои умения и навыки общения с разными категориями людей.
Журналистская информация имеет свои характерные особенности:
- Во-первых, это ее новизна.
- Во-вторых, ее оригинальность.
М. Менчер, автор учебника по написанию новостей, выделяет следующие уровни информации:
- Официальный – то, что находится на поверхности: пресс-релизы, пресс-конференции, церемонии, митинги и т.д. Информация официального уровня в значительной степени подготовлена PR-специалистами соответствующих организаций, поэтому безоговорочно полагаться на эту информацию не стоит. Даже если в ней не содержится прямой лжи, часть правды, если она неприятна для организации, утаивается;
- Спонтанный. Информация этого уровня – это сведения о тех событиях, которые происходят сами по себе, без предварительной подготовки. Сюда можно отнести эксперименты из серии «проверено на себе». Информация спонтанного уровня может дополнять официальную информацию. В некоторых случаях официальный уровень превращается в спонтанный.
- Расследовательский – сведения о причинах какого-либо события, которые кто-то стареется утаить. Информация этого уровня в СМИ встречается не так часто. Связано ее со сложностью ее получения и с тем, что сбор такой информации требует больших затрат времени по сравнению с информацией остальных уровней.
Методы работы с информацией
Наиболее часто употребляемым методом получения информации в журналистике является интервью. Характерной чертой этого метода является то, что автор публикации предъявляет респонденту перечень вопросов в устной форме, которые затрагивают наиболее актуальные и важные, по мнению интервьюера, стороны интересующего его вопроса и выслушивает ответы интервьюируемого. Именно эти ответы и станут основным содержанием будущей публикации.
Беседа, так же, как интервью, - это непосредственное речевое общение журналиста с собеседником. Однако от интервью такое общение отличается тем, что в ходе беседы вопросы могут задавать оба собеседника. Журналист и его собеседник, обладатель информации, являются равноправными участниками речевого действия и в одинаковой мере могут оказывать влияние на содержание и ход беседы. В силу этого журналист-собеседник может получить, в отличие от интервьюера, более непредвиденный результат беседы.
Еще одним методом получения информации, где важны коммуникативные навыки журналиста, является опрос. Это метод, при котором журналист старается выяснить у многих людей их мнение по одним и тем же вопросам. Получив совокупность ответов опрошенных, журналист может составить картину мнений и увидеть их разброс от полного одобрения до полного неодобрения или получить набор планов действий, программ в связи с обсуждаемым вопросом. Затем, обобщив результаты опроса, он может их использовать в виде процентов, цифр и сравнить собственные выводы относительно предмета опроса.
Близким к опросу, но имеющим свои особенности, является метод анкетирования. Проводится оно с помощью специально разработанных анкет. Этот метод требует от журналиста навыков социологической работы. Полученные путем применения этого метода данные позволяют получить обоснованный ответ на вопросы. Но в силу трудоемкости и громоздкости анкетирование в журналистике применяется достаточно редко по сравнению с другими методами.
Сбор информации может осуществляться «вширь», когда объектом внимания оказывается контекст события, дополнительные связи его взаимодействия с другими событиями, и «вглубь», когда журналист ищет неизвестные подробности этого события.
Расследование «вглубь», как правило, предпочтительнее, так как читателей больше интересуют конкретные детали события, чем его причины и последствия.
Выделяют три схемы сбора информации:
- «Айсберг»;
- «Передний и задний план»;
- «Симптом и болезнь».
Схема «передний и задний план» подразумевает, что уже имеющаяся информация – это внешняя сторона события. Задача журналиста – выяснить то, что скрыто, а именно: мотивы действующих лиц, воздействие событий на окружающих, причины событий.
Схема «айсберг» предполагает, что уже имеющаяся информация – лишь вершина айсберга, и журналисту необходимо докопаться до основания.
При использовании схемы «симптом и болезнь» конкретное событие рассматривается как проявление происходящих в обществе процессов. Журналист в этом случае все свое внимание сосредотачивает на процессах и выявляет их, используя рассматриваемый случай в качестве иллюстрации.
Опрос участников события эксперты рекомендуют проводить «снаружи вовнутрь». Это означает, что сначала необходимо опрашивать людей, которые не вовлечены в событие, а затем переходить к опросу его непосредственных участников. Это нужно для того, чтобы участники события изначально не смогли навязать журналисту свое мнение, свою точку зрения.
В некоторых случаях журналист на основе имеющейся открытой информации составляет собственную версию события, затем просит собеседника прокомментировать эту информацию. Просьба может выражаться напрямую или с использованием разного рода «отвлекающих маневров», когда журналист начинает беседу с других тем и словно невзначай задает интересующий его вопрос, добиваясь спонтанной реакции своего собеседника.
Таким образом, коммуникативные навыки журналиста – это важное и необходимое условие для его успешной деятельности. Сбор информации всегда требует от журналиста умения общаться с людьми, располагать их к тому, чтобы они делились информацией.