Кружок журналистики в контексте внеурочной деятельности по русскому языку в школе
Кружок журналистики в школе – это дополнительное образовательное направление, осуществляемое в рамках внеурочной работы по предмету, способствующее развитию навыков в области журналистики и медиакоммуникации.
Цели организации кружка журналистики для школьников состоят в следующем:
- Развитие творческого потенциала учащихся через создание коммуникативной медиасреды для обмена мнениями и обсуждения различных вопросов школьной жизни.
- Формирование навыков работы с текстами различных жанров и их речевым оформлением.
- Развитие навыков коммуникации и публичных выступлений.
- Формирование у учащихся понимания роли СМИ в обществе и ответственности за публичные речевые действия, в том числе публикации в социальных сетях, на форумах и проч.
Организация кружка журналистики предусмотрена учебным планом образовательной организации в соответствии с планированием нагрузки во внеурочной деятельности. Обычно такие занятия проводятся на добровольной основе в рамках спецкурсов, кружковой работы. Занятия кружка журналистики проходят в соответствии с расписанием: например, один раз в неделю или по другому графику, определяемому руководителем кружка, который выбирается из числа учителей-словесников, интересующихся медиасферой.
Содержание занятий может включать в себя изучение истории журналистики, различных жанров СМИ, таких как интервью, репортаж, аналитический обзор, статья и т. д. Также ученики осваивают основы редактирования текстов, работу с фото- и видеоматериалами, технологию подготовки изданий к печати, оформления и презентации публикаций. В рамках кружка журналистики также проводятся практические занятия с участием журналистов-профессионалов, а также организуется практика с погружением в медиасреду: подготовка репортажей, проведение интервью, съемка видеоматериалов.
Образовательная деятельность кружка журналистики в школе имеет связь с преподаванием русского языка и литературы, поскольку занятия журналистикой помогают учащимся улучшить навыки связной и последовательной речи, расширяют словарный запас, формируют умения работать с литературными источниками. Кроме того, журналисты должны обладать умением понимать смысл текстов, анализировать их и выражать свое мнение по теме, что также является частью языковых компетенций, которыми необходимо овладеть учащимся на уроках русского языка.
Формы и методы проведения занятий в кружке журналистики в школе
Формы проведения занятий в кружке журналистики могут быть различными. Выбор конкретных примеров работы с учащимися, а также организационных форм проведения занятий определяются целями кружковой работы, а также возможностями школы, интересами педагога и самих кружковцев. Рассмотрим наиболее востребованные формы в контексте системно-деятельностного обучения:
- Лекции от экспертов из мира журналистики, которые помогают ученикам понять основные принципы и технологии работы журналиста. В холе лекции участники кружка могут задавать вопросы приглашенному эксперту и обсуждать актуальные темы.
- Учебно-тренировочные дискуссии, в ходе которых обсуждается, например, план работы кружка, распределяются редакционные задания, подбираются и оцениваются материалы для дискуссии, составляются планы выпуска школьных газет, новостных материалов для сайта или блога.
- Создание интервью, репортажей, статей, очерков, релизов с помощью педагога, основываясь на знании жанровой природы текстов СМИ.
- Издание кружкового журнала (школьной газеты), выступающее как вариант проектной работы, в ходе которой ученики могут попробовать себя в роли редакторов, журналистов, фотографов, дизайнеров. В процессе работы над изданием ученики составляют тематический план журнала или газеты, готовят статьи на разные темы, подбирают необходимый иллюстративный материал, занимаются графическим оформлением и распространением издания.
- Учебные экскурсии в редакции газет или журналов, на телевизионные студии и радиостанции для обзора практик журналистской деятельности.
- Практикумы, в ходе которых ученики могут создавать интервью с учителями и учащимися школы, жителями города, чтобы расширить свой кругозор и получить проверенную информацию о фактах из первых уст.
- Проведение ролевых и еловых игр, связанных с журналистикой, в ходе которых ученики смогут показать свои навыки и умения в написании статей, поиске интересных новостей и проведении интервью.
- Семинары и мастер-классы, проводимые опытными журналистами, помогут участникам кружка освоить новые медиатехнологии, подготовиться к конкурсам по журналистике, организовать выпуск школьной печатной газеты или сетевого издания.
- Ведене блога или социальных сетей, которые выступают как инструменты медиажурналистики, востребованные у подрастающего поколения и позволяющие развивать неформальные приемы журналисткой деятельности.
Кружок журналистики оказывает положительное влияние на языковое развитие учащегося, поскольку в рамках его проведения подростки учатся высказывать свои мысли ясно и логично, писать тексты различных жанров, оформлять материалы и редактировать свои работы. В процессе общения с редакторами и другими участниками кружка ребенок развивает коммуникативные навыки, учится адекватно реагировать на критику и конструктивно ее использовать. Кроме того, работа над материалами для издания кружка помогает учащимся накопить словарный запас, овладеть литературной нормой, сформировать индивидуальный стиль и развить свою речь в целом.