Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Казанская лингвистическая школа

Казанская лингвистическая школа и деятельность Бодуэна де Куртенэ

Казанская лингвистическая школа, возникшая в 1870-е годы на базе университета в Казани, включает лингвистов, которые работали там под руководством Бодуэна де Куртенэ. Помимо де Куртенэ в состав кружка вошли Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий, С. К. Булич, а также В. В. Радлов.

Считается, что Казанская лингвистическая школа развивала идеи структурализма в языкознании. Ее исследователям принадлежат успехи в разработке вопросов, связанных с изучением фонетики и морфологии. С исследованиями школы также связано появление и развитие фонологии как самостоятельной отрасли исследований, а также социолингвистики, занимающейся исследованием социального «расслоения» языка. Значителен вклад ученых этой группы в терминологию языкознания, которая обогатилась такими понятиями, как фонема, морфема, лексема, синтагма и другими.

Руководителем и выдающимся представителем школы считают Бодуэна де Куртенэ – талантливого лингвиста, ученого-исследователя и педагога, воспитавшего немало учеников, вошедших в состав Казанской школы. В 1870-е годы Бодуэн де Куртенэ занимался исследованием фонетики, морфологии, а также изучал типологию языков методами сравнительного языкознания. Ученого интересовала философия языка, а также вопросы теоретической лингвистики. Соглашаясь с представителями психологического направления, ученый видел в языке продукт речемыслительной деятельности, имеющей физиологический субстрат. В то же время он подчеркивал социальный характер языка, видя в нем психосоциальное явление, в котором взаимодействуют коллективное и индивидуальное начала.

В своих исследованиях Бодуэн де Куртенэ последовательно реализовывал следующие идеи:

  1. Строгое разграничение устной и письменной форм бытования языка, звука и графемы, с помощью которой он обозначается.
  2. Преимущественный интерес к изучению живых языков и диалектной речи, их структуры и функциональных особенностей.
  3. Системный взгляд на язык, под которым ученый понимал совокупность категорий, находящихся в тесной (органической) взаимосвязи. Системные отношения, по мнению лингвиста, пронизывают не только синхронный срез языка, но и его диахронию.
  4. Последовательное разграничение динамического и статического в языковом развитии. Ученый считал, что кажущееся отсутствие изменений в языке – поверхностное ощущение, поскольку языковая статистика выступает лишь частным случаем реализации его динамического состояния.
  5. Понимание фонемы как особой абстрактной единицы языка, минимальной по своей природе и обладающей смыслоразличительной функцией, но не тождественной звукам. Понимание фонемы родилось при изучении истории языка, поэтому ученый считал фонему звуковым узлом этимологически родственных морфем. В дальнейшем эти идеи были экстраполированы и на языковую статику, и фонема стала рассматриваться как психический инвариант звука.
  6. Поиск причин, лежащих в основе языковых изменений, в области психической и социальной сфер. Так, Бодуэн де Куртенэ говорил о действии тенденции к аналогии как выражении стремления к языковому упрощению, удобству, а также указывал на стремлении языка к упорядочиванию, системности.
«Казанская лингвистическая школа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вклад учеников Бодуэна де Куртенэ в исследования Казанской школы лингвистики

Значительный вклад в развитие Казанской школы внесли и ученики знаменитого лингвиста – Н. В. Крушевский и В. А. Богородицкий.

С именем Крушевского связывают идеи системных связей в лексике, морфологии, фонетике. Так, для лексики он открыл отношения по ассоциации и по смежности, считая, что слова, связанные такими типами отношений, образуют группы (гнезда). Это объясняет, например, легкость, с которой происходит запоминание и усвоение лексических единиц, ведь каждая из них существует не изолированно, а совместно с другими. Как и его учитель, Крушевский сосредоточился на изучении живых языков индуктивным путем, отыскивая в них общие закономерности.

Богородицкий вошел в историю лингвистики как один из первых фонетистов, проводивших экспериментальные исследования. Благодаря своим исследованиям ученый сумел обнаружить ряд важнейших изменений в составе слова, открыв опрощение, переразложение и дифференциацию основ. В советский период лингвист занимался проблемами практической лингвистики, участвовал в формировании принципов, лежащих в основе языковой политики Советского Союза.

Вклад Казанской школы в развитие отечественного языкознания весьма значителен. Так, некоторые идеи Бодуэна де Куртенэ стали основой для исследований языковых союзов, речевых расстройств, разработки математической лингвистики. Кроме этого, интерес ученого к живым языкам, социолингвистическим проблемам также был актуальным для российской лингвистики в XX веке.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot