Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Русская филология

Содержание статьи

Становление русской филологии

Начало филологического образования в Древней Руси датируется 10 –началом 13 вв. и связано оно с введением и распространением славянской письменности, а также с необходимостью перевода церковных сочинений и подготовки ученых мужей. Основными предметами его изучения были старославянский язык, хотя изучались также греческий, белорусский или украинский, латинский языки.

Замечание 1

Русский язык, включая грамматику, риторику и поэтику, впервые стал основным курсом обучения наряду с латынью в Академическом университете и гимназии при Академии под руководством М. В. Ломоносова По данной теме мы уже выполнили реферат Риторика Ломоносова подробнее , в 1758 году.

Фундаментальные филологические труды Ломоносова по русскому литературному языку открыли новые подходы к развитию художественной и научной литературы.

Новая эра филологического образования в России началась с открытия Московского университета в 1755 году и основания других российских университетов в 19 веке. Курсы литературы и риторики преподавались на русском языке на философском факультете Московского университета. В Московской и Казанской гимназиях при Московском университете было введено обучение русскому языку, в том числе грамматике, риторике и стихосложению; там же изучались также классические и западноевропейские языки.

В первой половине 19 века преподаватели филологии для высших учебных заведений и средних школ проходили подготовку в трехлетних педагогических институтах, таких как университеты Москвы, Казани и Харькова; первый такой институт был основан в 1804 году. Такая же подготовка была организована в Санкт-Петербургском педагогическом институте (1804-16) и на кафедре историко-филологических наук главного Педагогического института в Санкт-Петербурге.

Готовые работы на аналогичную тему

К 1830-м годам почти во всех российских университетах были созданы кафедры славянских наук. В мужских гимназиях—главном типе средней общеобразовательной школы дореволюционной России 19 -начала 20 веков—преподавание основ филологии стало несколько односторонним, так как царский режим подчеркивал формально-грамматическую направленность классического образования в ущерб другим научным предметам. Под давлением прогрессивной общественности классицизм постепенно уступил свое первенство в школах. Начиная с 19 века, теория литературы и обзор истории русской литературы постепенно занимали все более важное место в учебных программах.

Со времен Октябрьской революции 1917 года содержание и организация филологического образования претерпели коренные изменения. В СССР были созданы письменные системы для народов, у которых их раньше не было, и введены для использования и обучения. Существующие литературные языки получили дальнейшее развитие, на них народами СССР были созданы новые литературные произведения. Русский язык стал языком межнационального общения для всех народов СССР.

Социальная роль литературы и литературной критики также возросла. Советское исследование теории и критики литературы, развившееся в тесной связи с культурными запросами нового общества, основательно исследует литературу, происхождение и социальные последствия литературы, принципы исторического литературного процесса, методы художественного выражения. Языкознание превратилось в многоотраслевую науку, основанная на марксистской концепции языка как средства человеческого общения. Своими усилиями по созданию теории становления и развития литературных языков Р. И. Аванесов, С. Г. Бархударов, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба внесли важный вклад в филологическое образование. Проблемы теории и критики литературы, лингвистики изучались учеными всех национальных республик.

Современная русская филология

Сравнение современной русской филологической мысли с тем, что было 50 лет назад, показывает, что профиль российской филологии кардинально изменился. Значительную роль в этом отношении сыграло взаимодействие с различными дисциплинами, причем не только традиционно близкие сферы, такие как история, философия, археология, и литературная критика, но также с математикой, биологией, нейрофизиологией, психологией и другими.

Современные исследования основаны на том, что разные факторы, такие как психические категории, знания о мире, системы ценностей, логика, определение цели высказывания, и другие прагматические аспекты, участвуют в формирование высказывания. Изучение языка в этом аспекте сближает филологию с философией, психологией и антропологией и показывает, что интересы филологов переходят от чисто гуманитарных, которые связаны с идеей о языке как феномене культуры, к более общему рассмотрению языка и его места системе знаний.

Социальные изменения последних двух десятилетий повысили интерес к проблемам социально-нормативного дифференциации языковых средств, как среди научного сообщества, так и населения в целом. Социолингвистические исследования русского языка, которые активно велись в 1960-е годы в рамках проекта М. В. Панова «Русский язык и советское общество» снова очень актуальны. Новые исследования Института русского языка РАН и Института лингвистических исследований РАН сделали возможным представить картину социолингвистического развития русского языка в конец 20 века и начало 21 века. В ходе этих исследований ученым удалось уточнить понятие языковой нормативности и более подробно определить социальную базу носителей нормативного языка, чтобы построить их лингвистический портрет.

Наряду с новыми направлениями продолжают развиваться и собственно филологические дисциплины, например, русская функциональная грамматика, была очень успешной в течение последних нескольких десятилетий. Функциональная грамматика - это категориальная грамматика, направленная на описание системы семантических категорий языка. Теоретические результаты представлены в монографии «Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка» (2002) Бондарко.

В настоящее время филологические исследования, прежде всего в сфере русского языка и русской литературы, занимают значительное место среди научных направлений, разрабатываемых Российской академией наук.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис