Интервью – это беседа двух и более человек, в ходе которой интервьюер задает вопросы собеседникам (интервьюируемым) и получает ответы.
Сущность и виды интервью
Интервью – это разновидность разговора, в ходе которого интервьюер задает вопросы (не меньше трех) своим собеседникам и получает ответы на них. В ряде случаев это происходит в прямом эфире или под запись.
Интервью как метод исследования используется в ряде гуманитарных и социальных наук и в различных областях деятельности.
Сведения, полученные в итоге интервью, могут предназначаться как для удовлетворения любопытства, так и личных, профессиональных или корпоративных целях. По своей природе журналистское интервью – это явление особой социальной значимости.
Виды интервью:
- Информационное;
- Оперативное;
- Интервью-расследование;
- Персональное интервью;
- Беседа;
- Блиц-интервью.
Информационное интервью является наиболее часто используемой разновидностью. Оно нацелено на сбор необходимых данных для новостей.
Оперативное интервью – это сжатая разновидность информационного интервью. Его целью является сбор разных мнений по какому-то определенному узкому вопросу. Такой вид называется опрос на улице или блиц-опрос.
Интервью-расследование проводится для более детального изучения события или проблемы. Как правило, оно готовится обстоятельно, тщательно продумываются формулировки вопросов, их последовательность.
Персональное интервью (интервью-портрет) сфокусировано на одном герое, которым может стать любой человек, проявивший себя в общественной жизни и потому привлекающий внимание широкой публики.
Блиц-интервью – это разновидность короткого интервью. Оно часто практикуется в перерывах прямых спортивных трансляций. Длится блиц-интервью не больше 90 секунд.
Беседа – это интервью, в ходе которого журналист не просто является посредником между героем и зрителем, он становится собеседником благодаря совместному творчеству.
Кто такой интервьюер?
Интервьюер – сравнительно молодая профессия. Она зародилась в 30-е годы 20 века с развитием опросов общественного мнения в Германии, США, Испании. Однако сбор информации в те годы не признавался настоящей работой – считалось, что естественной беседы с респондентом достаточно. Поэтому к интервьюеру не было каких-то особых требований, ему не нужно было обладать какими-то специальными умениями, навыками. Все усилия исследователей общественного мнения в то время были всецело направлены на то, чтобы человек, который проводит опросы, не воспринимался респондентами как собеседник. Поэтому профессия интервьюера ак набор специальных методик не развивалась, деятельность интервьюера оценивалась по количеству сделанных им в ходе социального измерения ошибок. Только ближе к концу 20 века в практику исследований вошла не только обработка данных и вывод статистических значений, но еще и прослушивание аудиозаписей проведенного интервью. Именно тогда и обнаружилось, что ответы даже на стандартные вопросы зависит от умения и компетенции интервьюера. Выяснилось также, что результат исследований зависит от предварительных ожиданий интервьюера и от ситуативных ожиданий, которые обнаружить сложно. Стало понятно, что интервьюировать нужно уметь, так как интервьюируемый на вопросы не готов отвечать структурно, подсознательно он стремится к простому диалогу, а в интервьюере он видит собеседника. С этого момента стали пересматриваться и совершенствоваться методики проведения профессионального интервьюирования. И этот процесс происходит по сегодняшний день.
Сущность профессии интервьюера состоит в сборе информации об общественном мнении при помощи анкетирования и опросов.
Способ, каким будет осуществляться сбор информации, определяется индивидуально в каждом отдельном случае.
При кажущейся легкости процесса интервьюеру приходится сталкиваться с некоторыми практическими трудностями, которые в качестве объективных проблем были сформулированы лишь в конце 20 века.
При проведении профессионального интервью интервьюер решает две задачи: репрезентацию и измерение.
В ходе опроса интервьюер получает специально подготовленный маршрутный лист – в нем перечень респондентов соответствует пропорциям населения, распределенного на определенной территории. Поэтому недостаточно просто прийти в какой-либо коллектив и провести опрос всех присутствующих, так как такая выборка не является репрезентативной.
Непосредственно в процессе опроса от характера ведения беседы, от ритма будет зависеть результат интервью, то есть количество положительных и отрицательных ответов. Быстрый тем вопроса – ответа, например, провоцирует опрашиваемого на положительный ответ. Задача интервьюера – избежать любого провоцирования.
Существует множество технических приемов ведения интервью. Профессионал должен уметь привлечь внимание и удержать его. В целом можно выделить три самые распространённые практики:
- Получение информированного согласия на сбор данных;
- Исправление отказа от опроса («я не знаю», «я не хочу отвечать» и т.д.);
- Выведение на продолжение беседы.
Интервьюируемый
Жанр интервью следует использовать лишь в тех случаях, когда интервьюируемый может сообщить больше, чем журналист, либо если интервьюируемый поддержит выступлением какую-либо общественную кампанию.
Интервьюируемый – это человек, у которого берут интервью.
Традиционно интервьюируемых разделяют на три категории:
- Политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области. В этом случае цель интервью – узнать что-то, в чем этот человек компетентен.
- Знаменитости. Их интервьюируют с целью узнать их мнение по какому-либо вопросу, а также для того, чтобы подробности их деятельности стали достоянием публики.
- Обыкновенные люди. В этом случае цель интервью – выяснить мнение общественности о каком-то событии. Интервью разделяется на интервьюирование взрослых и детей.