Интернет - это всемирная система объединённых компьютерных сетей, основанная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных.
Интернет как средство массовой коммуникации
Интернет следует рассматривать скорее как площадку для возникновения коммуникации, нежели как один из ее уровней. Интернет – это вторая реальность. Он постепенно замещает привычные средства связи, такие как факс, домашний телефон, почта.
Интернет-коммуникации – это методы общения, при которых информация передается по каналам Интернет с использованием стандартных протоколов представления и обмена информацией.
Важной особенностью такой коммуникации является то, что информацию можно передавать в различной форме – текстовые сообщения, голос, документы, видео.
Исследователи выделяют такие виды общения в глобальной сети: общение, при котором сообщения приходят к адресату с отсрочкой и чат – общение в режиме реального времени.
Классификация видов общения в сети Интернет осуществляется по следующим основаниям:
- Мультимедийное общение или общение в текстовой либо вербальной форме;
- Открытость сообщества для всех желающих или его закрытость;
- Наличие или отсутствие контроля за деятельностью участников. Модерирование, подслушивание, негласное проникновение в закрытый канал общения могут быть частными случаями контроля.
М. Морис делит общение в интернете на следующие категории:
- Синхронная коммуникация «один с несколькими», «один и один», «несколько с несколькими» (когда общение строится вокруг конкретной темы, например, беседа «Вконтакте», где участие может принять неограниченное число пользователей, адресуя свои сообщения сразу всем участникам);
- Асинхронная коммуникация «многие с многими» (например, рассылка СПАМа);
- Асинхронная коммуникация «один и один» (сообщения в соцсетях, электронные письма);
- Асинхронная коммуникация, когда пользователь ищет конкретный сайт, но в процессе поисков натыкается на множество «информационного мусора» - рекламу, гороскопы и т.д.
Таким образом коммуникация в сети Интернет подразделяется по способам общения: переписка двух человек, спамовая рассылка, чат. Одной из главных особенностей Интернета является многообразие форм коммуникации.
Еще одна особенность общения в сети – возможность анонимности. Именно эта особенность для многих пользователей оказывается наиважнейшей чертой коммуникаций в глобальной сети. Пользователь скрывает свое настоящее имя, возраст, свой социальный статус, а реальные факты или замещаются вымышленными, или дополняются ими. В то же время, Интернет способствует анонимности пользователей – любая информация, опубликованная в сети, расходится за считанные мгновения, и часто – без указания имени автора или источника информации. Личность автора при этом размывается, а информация становится достоянием общественности. И именно поэтому в интернете так много неподтвержденных данных. Такая анонимность многим идет на руку, например, распространяются «вирусные видео» рекламного характера, случаются утечки информации. Затрагивает это и онлайн – СМИ, когда в целях максимальной оперативности доставки информации выбирается анонимный источник.
Интернет делает общение трансграничным. События, происходящие на одном конце света, до другого доходят за несколько секунд. Также важно и то, что подобная подача информации происходит так называемым методом снежного кома – короткое сообщение («твит») рядового пользователя с места происшествия запускает волну аналогичных «твитов» от официальных средств массовой информации. Вместо иерархического способа распространения информации утверждается гетерархический (горизонтальный, равноправный).
Функционирование Интернет – СМИ
Интернет-издания первые регистрационные свидетельств СМИ стали получать в 1996 году. В графе «тип издания» ставилась пометка «иное», то есть не газета, не телеканал, не радиостанция. Правительство оставляло за собой неопределенную позицию насчет того, какие сайты можно считать СМИ, какие – нет.
Постепенно, с развитием практики получения интернет-изданиями регистрационных свидетельств обозначение «иное» стало заменяться на обозначение «электронная газета».
В 2011 году Государственной Думой РФ был принят ряд поправок к закону «О СМИ», касающихся регистрации сайтов в качестве СМИ.
«Сетевое издание» стало определяться как сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве СМИ.
Появился еще один признак сайта как средства массовой информации – периодичность обновления. Интернет-издание могло быть зарегистрировано в качестве СМИ только в том случае, если заявление было подано самим владельцем. Также в документе предусматривалось создание государственной информационной системы в области средств массовой информации, которая должна была предоставлять информацию о зарегистрированных изданиях.
Интернет оказывает мощное влияние на современную коммуникацию. Глобальная часть заменила многие коммуникативные институты. Традиционные СМИ, которые функционируют в виде печатных изданий и теле-, радиопередач вытесняются новостными сайтами и интернет-телеканалами. В пользу интернет-изданий играет способность оперативно реагировать на события, что позволяет всегда держать пользователей в курсе событий.
Интернет позволяет человеку выстроить свое «окно», через которое он смотрит на события, происходящие в мире. Человек сам выбирает, какую информацию он хотел бы получать – о науке, спорте, достижениях техники и т.д. Интернет – идеальная площадка для узкопрофильных СМИ. В этом случае та тематика, которая в печатном издании будет «рискованной», в формате онлайн-издания получает прочный и стабильный круг читателей, поле для реализации идей, при этом минимизировав вложения. Поэтому многие издания стараются перейти в онлайн - формат.
Потребитель становится во главу угла, так как в Интернете он имеет неограниченные возможности выбора. Интерактивность интернет-СМИ расширяет свободу потребителя. Грани между потребителем и производителем контента стираются, в Интернете они коммуницируют наравне.