Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экспрессивно окрашенная лексика в современных медиатекстах

Определение 1

Медиатекст – это текст, сообщение любого медийного жанра и вида.

Понятие и особенности медиатекста

Публицистический стиль – неотъемлемая часть языка средств массовой информации.

Публицист прямо обращается к читателю со своими оценками, мыслями, чувствами.

Стремление в короткий срок сообщить о важных новостях нашло отражение и в характере коммуникативных задач, и в их речевом исполнении. Но такая исторически изначальная функция СМИ постепенно оттеснялась воздействующей. Непосредственно «чистая» информативность сохранилась лишь в отдельных жанрах, но и там оказалась подчиненной агитационно-пропагандистской функции. Поэтому публицистике свойственная ярко выраженная функция воздействия.

Бурное развитие медиасферы привело к тому, что Интернет, например, стал не только средством общения и передачи информации, но и инструментом манипуляции сознанием общественности. Именно грамотная агитационная работа в соцсетях привела к уличным демонстрациям в Каире и других городах Египта. На сегодняшний день средства массовой коммуникации и продукты СМИ – медиатексты имеют огромное значение в жизни каждого человека и общества в целом. По мнению Н. Лумана, немецкого социолога, сегодня реальность формируется именно средствами массовой информации, и все, что сегодня знает человек о мире, он получает из СМИ. Таким образом, СМИ – это и инструмент власти, и орудие осуществления информационного диктата, и способ когнитивной обработки индивида и социума для формирования особой картины мира.

Вся информация, которая непрерывно распространяется в Интернете, публикуется в журналах и газетах, выходит на радиостанциях и телеканалах – это единое медиапространство, так как адрес информации именно массовая аудитория.

«Экспрессивно окрашенная лексика в современных медиатекстах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Из определения медиатекста следует, что он выражает общую сущность таких понятий массовой коммуникации, как:

Медиатекст на сегодняшний день имеет статус базовой категории в медиастилистике, медиалингвистике, медиаобразовании, медиакультуре.

Замечание 1

Особенность медиатекста заключается в том, что он объединяет в одно коммуникативное целое разные семиотические коды.

Например, в традиционных газетных публикациях используются и таблицы, и фотографии, и шрифтовое оформление. Медиатекст – это больше, чем текст: это графика, это звуковое воплощение, это его связанность с объектом рассмотрения. Медиатекст может быть включен в разные медийные структуры. Основными категориями медийного текста являются:

  • Массовость
  • Поликодовость и интегративность (объединение различных семиотических кодов в единое коммуникативное целое).

Особенность медиапродукта связана с тем, что изменился статус классического произведения. Специфика медиатекста определяется внешними условиями его существования. К ним относятся:

  • Особый характер и тип информации, которая транслируется СМИ;
  • Невоспроизводимость, одноразовость информации;
  • Опосредованность общения, особый характер обратной связи;
  • Коллективное производство медиатекста;
  • Значимость технических средств, через которые транслируется информация;
  • Экономический фактор, который определяет идеологию издания и влияет на его содержание, а также техническое воплощение.

Экспрессивно окрашенная лексика в медиатекстах

Экспрессивная функция – функция воздействия – является важнейшей для публицистического стиля. Почти все эти слова обладают яркой оценочной окраской. Можно выделить следующие функции средств массовой информации:

  • Информационную
  • Познавательно-просветительную
  • Комментарийно-оценочную
  • Функцию воздействия
  • Гедонистическую.

Медиатексты отличаются широтой тематики. Они могут касаться совершенно любой темы, которая оказалась в центре общественного внимания. И это сказывается на языковых особенностях, возникает необходимость включения специальной лексики.

Вместе с этим, есть множество тем, находящихся в центре внимания постоянно, и лексика, которая относится к этим темам, имеет публицистическую окраску. Среди таких тем следует отметить политическую, тему о деятельности парламента, правительства, тему о партийных мероприятиях, экономическую тематику, материла на тему образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.

Замечание 2

С точки зрения знаковой составляющей («слов, которыми говорится»), медиактекст при всем ее речевом многообразии необходимо рассматривать как набор экспрессивных и стандартизированных элементов.

Категория экспрессивности в языке имеет давнюю традицию. Она является одним из ключевых приемов журналистики. Экспрессия – это важнейшая стилистическая категория. Под экспрессией понимаются выразительно-изобразительные качества речи, отличающие ее от обычной, стилистически нейтральной, и делающие речевые средства яркими, образными, эмоционально окрашенными.

К экспрессивным средствам относятся:

  • Ласкательные слова
  • Уничижительные слова
  • Слова, обладающие экспрессией вежливости
  • Слова, обладающие экспрессией учтивости.

Большая часть языковых средств обладает эскпрессивностью, но вместе с ними в общенародном языке присутствует множество стилистически нейтральных слов, словосочетаний, выражений, синтаксических оборотов.

Журналист каждой строчкой, опубликованной в издании, выражает мнение, мысли и волю своей аудитории. При этом его суждения и взгляды, его предложения вливаются в русло общих для всей страны политических решений и дел.

Неотъемлемым элементом публикаций являются заголовки. Именно от их оформления и характера зависит лицо СМИ - будь это газета, журнал или публикация в Интернет. Важнейшей функцией заголовков является привлечение внимания читателя. Это своеобразный «крючок», на который журналист «ловит» читателя. И здесь широко применяется экспрессивная лексика.

Таким образом, экспрессивная лексика в современных медиатекстах – необходимый элемент, позволяющий привлечь внимание читателя.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 05.05.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot