Медиатекст – это текст, сообщение любого медийного жанра и вида.
Понятие и особенности медиатекста
Публицистический стиль – неотъемлемая часть языка средств массовой информации.
Публицист прямо обращается к читателю со своими оценками, мыслями, чувствами.
Стремление в короткий срок сообщить о важных новостях нашло отражение и в характере коммуникативных задач, и в их речевом исполнении. Но такая исторически изначальная функция СМИ постепенно оттеснялась воздействующей. Непосредственно «чистая» информативность сохранилась лишь в отдельных жанрах, но и там оказалась подчиненной агитационно-пропагандистской функции. Поэтому публицистике свойственная ярко выраженная функция воздействия.
Бурное развитие медиасферы привело к тому, что Интернет, например, стал не только средством общения и передачи информации, но и инструментом манипуляции сознанием общественности. Именно грамотная агитационная работа в соцсетях привела к уличным демонстрациям в Каире и других городах Египта. На сегодняшний день средства массовой коммуникации и продукты СМИ – медиатексты имеют огромное значение в жизни каждого человека и общества в целом. По мнению Н. Лумана, немецкого социолога, сегодня реальность формируется именно средствами массовой информации, и все, что сегодня знает человек о мире, он получает из СМИ. Таким образом, СМИ – это и инструмент власти, и орудие осуществления информационного диктата, и способ когнитивной обработки индивида и социума для формирования особой картины мира.
Вся информация, которая непрерывно распространяется в Интернете, публикуется в журналах и газетах, выходит на радиостанциях и телеканалах – это единое медиапространство, так как адрес информации именно массовая аудитория.
Из определения медиатекста следует, что он выражает общую сущность таких понятий массовой коммуникации, как:
- Публицистический текст
- Журналистский текст
- Телевизионный текст
- Рекламный текст
- Интернет-текст
- Специальный репортаж
- Радиопередача.
Медиатекст на сегодняшний день имеет статус базовой категории в медиастилистике, медиалингвистике, медиаобразовании, медиакультуре.
Особенность медиатекста заключается в том, что он объединяет в одно коммуникативное целое разные семиотические коды.
Например, в традиционных газетных публикациях используются и таблицы, и фотографии, и шрифтовое оформление. Медиатекст – это больше, чем текст: это графика, это звуковое воплощение, это его связанность с объектом рассмотрения. Медиатекст может быть включен в разные медийные структуры. Основными категориями медийного текста являются:
- Массовость
- Поликодовость и интегративность (объединение различных семиотических кодов в единое коммуникативное целое).
Особенность медиапродукта связана с тем, что изменился статус классического произведения. Специфика медиатекста определяется внешними условиями его существования. К ним относятся:
- Особый характер и тип информации, которая транслируется СМИ;
- Невоспроизводимость, одноразовость информации;
- Опосредованность общения, особый характер обратной связи;
- Коллективное производство медиатекста;
- Значимость технических средств, через которые транслируется информация;
- Экономический фактор, который определяет идеологию издания и влияет на его содержание, а также техническое воплощение.
Экспрессивно окрашенная лексика в медиатекстах
Экспрессивная функция – функция воздействия – является важнейшей для публицистического стиля. Почти все эти слова обладают яркой оценочной окраской. Можно выделить следующие функции средств массовой информации:
- Информационную
- Познавательно-просветительную
- Комментарийно-оценочную
- Функцию воздействия
- Гедонистическую.
Медиатексты отличаются широтой тематики. Они могут касаться совершенно любой темы, которая оказалась в центре общественного внимания. И это сказывается на языковых особенностях, возникает необходимость включения специальной лексики.
Вместе с этим, есть множество тем, находящихся в центре внимания постоянно, и лексика, которая относится к этим темам, имеет публицистическую окраску. Среди таких тем следует отметить политическую, тему о деятельности парламента, правительства, тему о партийных мероприятиях, экономическую тематику, материла на тему образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.
С точки зрения знаковой составляющей («слов, которыми говорится»), медиактекст при всем ее речевом многообразии необходимо рассматривать как набор экспрессивных и стандартизированных элементов.
Категория экспрессивности в языке имеет давнюю традицию. Она является одним из ключевых приемов журналистики. Экспрессия – это важнейшая стилистическая категория. Под экспрессией понимаются выразительно-изобразительные качества речи, отличающие ее от обычной, стилистически нейтральной, и делающие речевые средства яркими, образными, эмоционально окрашенными.
К экспрессивным средствам относятся:
- Ласкательные слова
- Уничижительные слова
- Слова, обладающие экспрессией вежливости
- Слова, обладающие экспрессией учтивости.
Большая часть языковых средств обладает эскпрессивностью, но вместе с ними в общенародном языке присутствует множество стилистически нейтральных слов, словосочетаний, выражений, синтаксических оборотов.
Журналист каждой строчкой, опубликованной в издании, выражает мнение, мысли и волю своей аудитории. При этом его суждения и взгляды, его предложения вливаются в русло общих для всей страны политических решений и дел.
Неотъемлемым элементом публикаций являются заголовки. Именно от их оформления и характера зависит лицо СМИ - будь это газета, журнал или публикация в Интернет. Важнейшей функцией заголовков является привлечение внимания читателя. Это своеобразный «крючок», на который журналист «ловит» читателя. И здесь широко применяется экспрессивная лексика.
Таким образом, экспрессивная лексика в современных медиатекстах – необходимый элемент, позволяющий привлечь внимание читателя.