Биография
А.А. Аграновский родился в 1922 году в семье советского журналиста и писателя А.Д. Аграновского.
В 1942 году он окончил исторический факультет Московского педагогического института им. К. Либкнехта, принимал участие в Великой Отечественной войне.
После ее окончания трудился художником-мультипликатором, помощником кинооператора, ретушёром, художником-оформителем, занимался и подготовкой сценариев для кинофильмов.
Позднее А.А. Аграновский поступил в Высшее военно-авиационное училище штурманов, что окончил в 1946 году. В это же время увлекся военной журналистикой, и в период 1946–1947-ых гг. работал в газете Московского военного округа «За храбрость».
В 1958 году Аграновский окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького, после чего работал в «Литературной газете». Но помимо этого издания, его статьи появлялись и на страницах таких изданий, как «Новый мир», «Знамя» и т.д.
С 1961-го года он числился специальным корреспондентом в штате газеты «Известия».
Скончался в 1984 году.
Журналистика
Уже в первые годы работы А.А. Аграновского особенно привлекал жанр очерка. Работая в газете «Известия», он зарекомендовал себя как мастер проблемного очерка, как человек с ярко выраженной гражданской позицией, что было заметно в его творчестве. Особенно хорошо заметно это в его сборнике «А лес растет: Очерки, фельетоны, статьи».
Частым героем его произведений был энтузиаст, что боролся за общественную пользу в самых различных сферах деятельности. Его произведениям присуща публицистическая эмоциональность, но даже несмотря на это автор не навязывал своей аудитории какого-либо конкретного взгляда на описываемые события, давая ей возможность делать собственные выводы.
А.А. Аграновский часто говорил о том, что его позиция как журналиста заключается в завоевании доверия у читателя.
Для журналиста было характерно большое внимание к своим героям, например, за некоторыми из них он следил долгое время, как за офтальмологом-новатором С.Н. Федоровым, о котором до этого мало кто знал.
Как считал Аграновский, корнем публицистики является мысль. Таким образом, хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а только тот, кто хорошо думает.
Его очерки можно назвать вершинами советского журналистского мастерства. В них удачно оказались соединены типичные репортажные наблюдения с принципами проблемных статей, присутствуют элементы философских рассуждений автора, и можно понять его личность. При этом подан такой материал языком, что соответствует художественной публицистике.
Любопытно также и то, что очерки А.А. Аграновского (например, произведение о председателе колхоза из Белоруссии) похожи на конспекты традиционных романов – в них в формате газетного текста разворачивается панорама жизни героя. Акценты расставляются при помощи несущественных на первый взгляд мелочей, которые лишь позднее становятся крайне важными.
Некоторые публицистические сборники А.А. Аграновского
- «Суть дела: Заметки писателя» (1968);
- «А лес растет: Очерки, фельетоны, статьи» (1973);
- «Избранное. Очерки. Фельетоны. Статьи» (1980);
- и т.д.
Прочая творческая деятельность
А.А. Аграновский - автор второй части трилогии Л.И. Брежнева «Возрождение». Причем, существует версия, что журналист является автором всей трилогии.
Был известен и тем, что готовил песни на поэтическое творчество таких российских поэтов, как А.П. Межиров, А.Т. Твардовский и пр.