В этой статье под «электронными СМИ» будут пониматься только интернет-СМИ (понимание этого термина журналистами и исследователями России). В зарубежной журналистике такое узкое понимание электронных средств массовой информации не закрепилось.
Возможности интернет-СМИ для журналистов
В современности человек все чаще обращается к интернету для поиска различной информации, поскольку на различных веб-ресурсах сейчас можно узнать не только информацию развлекательного характера, но и все возможные мировые новости.
Традиционные СМИ не могут представлять общественности свои материалы также быстро, как это делают электронные средства массовой информации. Для монтажа телеролика, как и для подготовки статьи к публикации в газете, необходимо намного больше времени, чем на размещение новости на странице в интернете. Все чаще можно наблюдать ситуацию, при которой журналисты традиционных СМИ в своих материалах дают ссылку на Интернет-ресурсы. Все это говорит о завоевании электронными средствами массовой информации все большей аудитории. По этой же причине журналисты за поиском необходимой им в работе справочной информации почти всегда обращаются именно к материалам интернета.
Все электронные средства массовой информации имеют любопытную возможность вовлекать своих читателей в обсуждение публикаций посредством комментариев. Так каждый желающий может узнать мнение остальных пользователей и высказать свое, которое будет проанализировано остальными пользователями. Периодические печатные издания, телевидение и радио такой возможностью не отличаются.
Так посредством комментариев журналист может изучать общественное мнение и формировать свое по какому-либо вопросу, что будет затронут в его произведениях.
Интернет-СМИ также присущ очень широкий охват аудитории из-за их доступности в любом месте планеты с возможностью выхода в интернет.
Эта возможность облегчает поиск информации и нахождение в интернете журналистом за пределами своего государства.
Проблемы профессионального роста журналистов и интернет
Исследователи проблем профессионального роста журналистов, а стало быть и СМИ называют обучение их технологическим новшествам с точки зрения реализации новых творческих возможностей одной из главных проблем. Эта проблема касается в том числе и работе в сети и с сетью Интернет.
Так подготовка сотрудников СМИ работе в сфере современных информационных технологий предполагает в первую очередь подробное изучение ими имеющихся технических средств, а также знакомство с обширными творческими возможностями Интернета. Второе направление плохо развито из-за недостаточно внимания к этому вопросу со стороны современных ВУЗов, что готовят журналистов.
Способы исследования интернет-пространства для журналистов
- Для журналиста одним из лучших способов оценить возможности Интернета будет подсоединиться к сети и исследовать самые разные узлы и ресурсы этого медийного пространства. Но на это потребуется время, поскольку Интернет является нецентрализованной системой – он не имеет каталогов и указателей к своим материалам.
- Также хорошим способом изучения Интернета является способ максимального его использования. Можно представить Глобальную сеть в виде дома с большим количеством комнат и коридорами, соединяющими их. Так одна комната, символизирующая собой какой-либо ресурс, посвященная, скажем, географическим открытиям, может связываться коридором с комнатой о путешествиях (как рекламного, так и познавательного характера) на основании сходства тематик. Таким образом, исследование Интернета становится процессом преднамеренного поиска и абсолютно случайных находок.
Ошибочно полагать, что выход в Интернет является аналогом посещения колоссально большой библиотеки, где представлены все возможные книги - Интернет все же не настолько организован. Так совсем недавно специалистами была создана программа, организовывающая информацию и создающая «гиперлинки» (hyperlinks) между файлами, находящимися на разных компьютерах Интернета, что облегчает пользование.