Способы отображения информации
Аналитическая журналистика является одной из сфер интеллектуально-политической составляющей жизни общества. Существуют издания, которые специализируются на аналитической журналистике и издания, где аналитическим жанрам отведены отдельные рубрики. Аналитическая журналистика встречается и в бульварных изданиях. Однако главным местом пребывания аналитической журналистики являются качественные издания, не важно, в бумажном или электронном виде. В изданиях с меньшим ритмом содержится больше аналитической информации. Аналитика содержится и в ежедневных выпусках теленовостей, но в меньшей степени, чем в информационно-аналитических программах. Последние априори призваны анализировать события.
Журналистская деятельность является одним из средств развития общественного процесса. И наиболее заметно это проявляется в аналитических способах отображения информации, к числу которых относятся статьи, комментарии, определенные виды интервью, отчеты, корреспонденции, обозрения, письма, рецензии, обзоры и т.д.
В теории журналистики под жанрами понимаются устойчивые типы публикаций, которых объединяют сходные содержательно-формальные признаки.
Эти признаки называют жанрообразующими факторами. Основными жанрообразующими факторами являются:
- Предмет отображения
- Функция отображения (целевая установка)
- Метод отображения.
Благодаря знанию жанровых признаков журналист способен лучше представить цели своей деятельности, целенаправленно подобрать материал и оформить его в соответствии с требованиями жанра. Читатель и зритель благодаря знанию жанровых особенностей может лучше ориентироваться в мире публицистических произведений и найти материалы, максимально отвечающие его интересам, а также более четко представить информационные возможности публикаций разного типа. Понимание жанровой специфики публицистических произведений, таким образом, имеет важное значение как для самого журналиста, так и для адресата.
Значительную роль в процессе формирования набора характеристик публицистических текстов, определяющих их принадлежность к тому или иному жанру, играет метод отображения действительности.
В журналистике существует три основных способа отображения информации:
- Фактографический
- Наглядно-образный
- Аналитический.
Фактографический и аналитический способы отображения информации друг от друга отличаются в первую очередь уровнем глубины проникновения в суть предмета отображения.
Фактографический способ направлен на фиксацию очевидных, внешних характеристики явления, на получение краткой информации о предмете (Что произошло? Где произошло? Когда произошло?).
Аналитический способ отображения информации направлен на проникновение в суть отображаемых явлений, на выявление скрытых взаимосвязей.
Наглядно-образный способ отображения действительности направлен не только на фиксацию внешних особенностей явления либо рациональное проникновение в суть предмета, но и на эмоционально-художественное обобщение материала. Часто это обобщение достигает уровня публицистической типизации, и это сближает журналистику с художественной литературой.
На основе этих способов отображения информации выделяют следующие группы жанров:
- Аналитические
- Информационные
- Художественно-публицистические.
Жанры аналитической публицистики
СМИ не только сообщают новости, они стремятся найти взаимосвязи происходящих событий, выявить их причины, объяснить аудитории смысл происходящих событий, определить степень влияния на жизнь общества решений власти и т.д. Это обусловило формирование довольно разветвленной системы аналитических жанров. Со временем эти жанры модифицируются, появляются новые типы.
Аналитические жанры основываются на методах индукции и дедукции.
Индукция (анализ) – когда проблема рассматривается путем разложения от общего – к частному. При дедукции сначала рассматриваются сначала части проблемы, затем в общем плане.
Аналитические жанры по сравнению с информационными масштабнее по мысли, шире по фактическому материалу, по изучению жизненно-важных явлений.
Аналитическими жанрами являются: статья, обзор, корреспонденция, рецензия.
Статья – это локальное отображение действительности. Масштабные выводы здесь предваряются характеристикой фактических данных, рассмотренных в их совокупности. Факты в этом случае играют иллюстративную роль, основным моментом является проблема и явление. В этом аналитическом жанре в полной мере используются мотивация действий, аргументация, применяются все виды текстов – описание, повествование, рассуждение.
В статье осуществляется обобщение явлений и фактов, их анализ. В корреспонденции события рассматриваются методом дедукции, в статье – методом индукции.
Корреспонденция – это жанр, основанный на конкретном материале. Здесь в аналитическом плане разрабатывается какая-либо актуальная тема или решается какая-то определенная проблема. В корреспонденции анализируется группа фактов, и осуществляется это с помощью описания и анализа фактов и соответствующих выводов. В корреспонденции важное значение имеют конкретность, оперативность темы, четкий адрес
Рецензия – это жанр, где критикуется, оценивается художественное или научное произведение, общественно-политическая или техническая литература, театральная постановка, телепередача, кинофильм, художественная выставка, музыкальный концерт, бытовая ситуация. Рецензия – это критика «отраженной действительности».
Обозрение (обзор) – это жанр, который знакомит аудиторию с определенными событиями, используя при этом аналитический комментарий. Обозрение – это «панорама событий».
Такой жанр аналитической журналистики, как комментарий призван разобрать сложную фактуру и публично выразить мнение о каком-либо событии, явлении, факте.