Существующая языковая ситуация в мире
Языки межнационального общения – это языки-посредники, которые используются народами какого-либо многонационального государства для взаимного общения.
В мире за последние десятилетия происходят активные процессы глобализации международных отношений, крепнут политические и экономические связи между государствами, расширяются научные, бизнес и человеческие контакты между гражданами разных стран. Все это закономерно требует от государств и народов новых методологических подходов к формированию языковой политики, которая бы оптимизировала, повышала эффективность и одновременно облегчала процедуры общения представителей разных языковых сред. Прежде всего это касается определения и формирования мировых языков межнационального общения.
Ведь сейчас на планете насчитывается от 2500 до 5000 языков разных народов, причем конкретное их количество установить практически невозможно, так как различия между некоторыми языками и диалектами имеют сугубо условный характер. В современном мировом лингвистическом сообществе ведутся активные дискуссии относительно вопроса о формировании и функционирования языков межнационального общения.
Языки мира различаются по:
- структуре;
- количеству их носителей;
- наличию письменности;
- степени их изучения;
- общественным функциям.
Современная языковая ситуация в мире характеризуется соперничеством процессов языковой дивергенции и конвергенции. Все большее распространение приобретают традиции изучать современные языки, на которых говорят в ведущих странах Западной Европы. Благодаря достижениям научно-технического прогресса, возможностям путешествовать по миру, развитию всемирной телекоммуникационной сети и Интернета, сформировалось современное общество в форме так называемого «глобального сообщества».
При этом одной из важнейших проблем стала необходимость межнационального и межкультурного общения. Поэтому умение общаться многими иностранными языками стало потребностью подавляющего большинства населения современных европейских стран и молодежи всех континентов. По некоторым данным, существует социальная типология языков, в которой выделяют:
- мировые языки – языки межэтнического и межгосударственного общения, имеющие статус официальных языков ООН (английский, арабский, китайский, русский, французский, испанский);
- международные языки – языки широкого международного общения, имеют статус государственного языка в ряде государств (английский, китайский, испанский, русский, арабский, французский, португальский и немецкий);
- государственные (национальные) языки - языки, имеют статус официального в одной стране (грузинский, тайский); региональные - языки межэтнического общения, как правило, письменные, но не имеющие статус официального (тибетский язык);
- местные языки - неграмотные языки, используемые в общении этнических групп полиэтнического социума (местные говоры - диалекты).
Следовательно, наблюдается тенденция к значительному распространению пяти-семи языков, они и стремятся войти в клуб так называемых «мировых языков». Термин «мировые языки» все чаще входит в практику языкового образования вместо термина «иностранные языки», сочетая в себе международные, межнациональные связи разных народов, особенности их культур и языков.
В США термин «иностранные языки» трактуется как «мировые языки» учеными-лингвистами и специалистами по методике преподавания языков. Среди них: Д. Кристал (D. Crystal), Дж. Франклин (J. Franklin), П. Сандрок (P. Sandrok). Однако численность населения, которое говорит на определенном языке, не влияет на общее распространение языка в мире.
Стоит заметить, что английский язык продолжает оставаться языком, имеющим наибольшее влияние на общественную коммуникацию и жизнь социума еще и потому, что он является языком современных информационных и компьютерных систем и технологий.
Наиболее быстрыми темпами в начале XXI века с американского континента в страны Юго-Восточной Азии и Австралии распространяется испанский язык.
Концепция создания единого межнационального языка
На данный момент существуют идеи о создании одного межнационального языка. Сторонники введения такого языка указывают на объективную закономерность его возникновения. Они отмечают полезность и необходимость его введения. Причем они аргументируют свою позицию ссылками на то обстоятельство, что в последние десятилетия значительно укрепились межгосударственные политические, экономические и культурные связи, расширились коммуникативные контакты граждан стран мира.
Для оптимизации этих связей необходимо не столько владение межнациональными языками, сколь введение мирового языка межнационального общения.
Их оппоненты высказывают опасения, что язык межнационального общения может вытеснить с коммуникативной среды другие языки, что представляет угрозу для национальной самоидентификации представителей различных этносов, для национальных культур.
Так как в качестве языка межнационального общения предлагается именно английский язык, противники его введения видят в нем действие «американизации», проявление «языкового геноцида» или даже «языкового империализма». В отдельных странах даже принят ряд государственных законодательных мер, направленных на защиту и развитие национальных языков (Бразилия, Италия, Франция и т.д.).
Таким образом, эти страны рассматривают национальные языки как высшую духовную ценность, а некоторые страны-члены Евросоюза, отдавая приоритет своим языкам, ставят под сомнение ценность общеевропейских интересов. Известный немецкий журналист Д. Вильд назвал такие меры своеобразным проявлением «евро-фобии». Он писал, что «вдруг вспомнили датчане, немцы, французы, британцы после многих лет экономической интеграции о своей «идентичности» и начали, сродни Лаокоону, драться с прожорливым питоном Брюсселем, который якобы хочет их проглотить». Д. Вильде обвиняет сторонников национальной идентичности в измене принципов европейской солидарности, в попытках оспорить формирование общеевропейского сознания.
Однако вполне очевидный факт, что успешная деятельность мирового сообщества, многочисленных международных организаций невозможна без существования мирового языка межнационального общения. Поэтому для решения противоречий между сторонниками и противниками языка межнационального общения необходима разработка научных методологических подходов к сущности языка всемирного общения, выяснение концептуальных основ его функционирования.