Роль языкознания в формировании мировоззрения, создании письменности и развитии общества
Важность языкознания в повседневной жизни – это место и роль лингвистических знаний в обычной жизни человека.
Анализ общественной сущности языка, его функций и исторических изменений, связанных с жизнью общества, способствует углубленному философскому осознанию взглядов на общество, на общественное сознание, на его развитие.
Так, данные языкознания становятся теоретической базой философии, в которой, помимо прочего, рассматривается система идей, взглядов на мир и место человека в нем. Вместе с этим языкознание показывает, что в языке отражаются разные этапы, разные стадии развития человеческого мышления; исторические факты языка, современное состояние языка.
Данные языкознания занимают значительное место и в теории познания – разделе философии, в котором изучаются отношения знаний (то есть ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются условия и критерии истинности познания.
В теории познания есть два основных направления: идеализм и материализм. Идеализм отрицает возможность познания сущности вещей. Материализм отстаивает взгляд, согласно которому знание – это отражение материального мира.
В языке материальный мир находит воспроизведение в виде слов, словосочетаний, фразеологизмов, предложений. И в таком в случае приходится констатировать значимость языкознания как науки, на которую опираются теоретические основы других наук.
Значительный круг связанных с лингвистикой вопросов, связанных с проникновением языка во все сферы деятельности человека, определяют не только научное, но и практическое его значение. Как известно, создание письменности для бесписьменных – это культурная революция в жизни каждого народа. Осуществляется она благодаря усилиям языковедов.
Примером этого является разработка алфавитов для языков около пятидесяти народов бывшего Советского Союза в 20-е годы XX века. Так письменность получили
- киргизы;
- аварцы;
- чукчи;
- эвенки и другие народы.
Их принято называть младописьменными народами, а их языки – младописьменными языками в отличие от народов и языков, которые имеют давнюю письменность (такие языки именуют старописьменными. Среди них – русский, белорусский, армянский, грузинский).
Легко представить практическую пользу разного типа словарей, создаваемых языковедами и словарниками, при овладении любым языком, а также для научных исследований или практической деятельности разных специалистов. Это еще один пример практической значимости языкознания в повседневной жизни.
Большая часть школьной методики обучения языкам основана на научных принципах лингвистики. Сюда входит
- создание учебников;
- публикация сборников упражнений, переводов и диктантов;
- написание методических разработок по преподаванию языков.
И в этом тоже практическая значимость науки о языке для каждого грамотного человека.
Применение прикладной и когнитивной лингвистики для решения повседневных задач
Неоспоримое практическое значение языкознания и для логопедии как медицинской науки, которая разрабатывает специальные методы исправления у людей неточностей произношения отдельных звуков и звукосочетаний, лечения пороков речи (заикание, гнусавость). Врач-логопед, пользуясь данными языкознания, в частности описанием создания звуков, подбирает приемы исправления искаженной речи, соединяя это с лечением нервной системы ребенка.
Сфера практического применения языкознания в повседневной жизни особенно расширилась в связи с появлением кибернетики – науки о связи, машин и живых организмов.
Размах практического использования языковедческих данных привел к выделению отдельного раздела языкознания – прикладной лингвистики.
Объектом прикладной лингвистики является разработка путей решения практических задач, которые касаются использования языка в жизни общества. В сферу прикладного языкознания входят задачи, которые связаны с созданием и совершенствованием письменностей, системами записи определенных знаков и устной речи, передачей слов, записанных одной графической системой, средствами другой системы, с системами письма для слепых, а также с расшифровкой неизвестных письменностей, стандартизацией научно-технической терминологии, разработкой рационального и стабильного правописания, методов перевода иноязычного текста.
В последнее десятилетие в решении задач прикладной лингвистики начали использоваться электронные вычислительные машины, их введение в языковедческую сферу обусловило выделение в прикладной лингвистике нескольких новых направлений в решении практических задач.
Сейчас уже достигнуты успехи в машинном переводе текста одного естественного языка на другой, в создании автоматических словарей для переводчиков, в создании автоматизированных систем информационного поиска, например, слов их форм в соответствующем тексте, введенном в память компьютера.
В рамках прикладной лингвистики особую значимость приобретает автоматическая обработка текстов. Эта проблема реализуется, в частности, в автоматизированных процессах редакционно-издательской деятельности, а именно: во внесении исправлений и дополнений в текст, заложенный в память компьютера: в форматировании текста, то есть выделении заголовков, формировании строк и страниц определенного формата, выделении разделов. Это, несомненно, находит применение в повседневной жизни общества.
Кроме того, опираясь на актуальную научную парадигму в языкознании, когнитивную лингвистику, человеку можно исследовать ментальные процессы, происходящие при восприятии, осмыслении, познании действительности сознанием, а также виды и формы их ментальных репрезентаций.
Когнитология позволяет изучить модели сознания, связанные с процессами познания, с приобретением, производством, хранением, использованием, передачей человеком знаний, с репрезентацией знаний и обработкой информации, поступающей к человеку по разным каналам, с переработкой знаний, принятием решений, пониманием человеческой речи, логическими выводами, аргументацией и с другими видами познавательной деятельности.
Вместе с другими науками, входящими в когнитологию, она пытается ответить на вопросы о том:
- как организовано сознание человека;
- как человек познает мир;
- как сведения о мире становятся знанием;
- как создаются ментальные пространства.
Таким образом, значение языка является чрезвычайным, именно через язык, с одной стороны, объективируется умственная деятельность, и с другой – ее изучение – это путь исследования познания, так как когнитивные и языковые структуры существуют в определенных соотношениях.