Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школа А. Мейе и социологический подход к изучению языка

Концепция А. Мейе и Вандриеса касательно социологического подхода к изучению языка

Определение 1

А. Мейе – это известный французский лингвист, который знаменит своим социологическим подходом к изучения языковых явлений.

Показательной в следующем развитии и формировании понятия диахронной социолингвистики является языковая концепция ученика и последователя Фердинанда где Сосюра французского языковеда Антуана Мейе, представителя французской социолингвистической школы. Примечательно, что он, как один из крупнейших компаративистов на рубеже ХIХ-ХХ веков, господствующий в ХIХ в. сравнительно-исторический метод погрузил в общественную диахронию.

Ученый не только сделал вывод, что речь зависит от исторических условий, но объединил идею социального с идеей исторического развития языка: учитывая факты прошлого и настоящего, наука обнаруживает не то, как образовался язык, как впервые возникали грамматические формы, а при каких условиях, согласно каким законам, ограниченным в пространстве и времени, или постоянно действующим, языковые факт сосуществуют и заменяются друг другом. Мейе не просто доказал, что надо изучать общество, чтобы понять язык, но это общество стоит познавать в историческом разрезе.

Статья: Школа А. Мейе и социологический подход к изучению языка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Социологическое толкование многих фактов он совершал вместе со сравнительно-историческим анализом языкового материала, проявляя действие социального в диахронии.

Касался проблем диахронной лингвистики представитель той же школы, Вандриес. Он проводил не только исторический разноуровневый анализ фонетико-морфологических и лексико-семантических категорий, но и представил отдельные разделы о влиянии социальных факторов на язык в диахронии: Языковой развитие находится в теснейшей зависимости от исторических условий. Развитие общества привлекает язык на какой-то определенный путь. Поэтому мы вправе задаться вопросом, нет ли в истории языка отображения истории культуры – таковым был его вывод.

Как и А. Мейе, он подчеркивал диаметрально противоположные тенденции развития языка

  • дифференциацию;
  • и унификацию.

А. Мейе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. А. Мейе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Школа А. Мейе и социологический подход к изучению языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ученый ввёл унификационное понятие так называемого «общего языка» (langues communes), иначе говоря койне (в противоположность диалектной дифференциации и литературного языка), считая его порождением внеязыковых факторов: они (факторы) создаются распространением организованной политической власти, под влиянием господствующей идеологии в обществе или преимуществом литературы; неважно каким будет происхождения общего языка, его всегда поддерживают причины:

  1. политические;
  2. социальные;
  3. экономические.

Если же какая-то общий язык распадается, то социальные связи, которые его укрепляли, становятся слабыми. А. Мейе и Вандриес также подчеркивают, что именно исторические обстоятельства обусловливают лидерство языка, взятого за основу, и его распространение за счет местных говоров, а также говорят о том, что язык - это прочная связь, объединяющая членов в группы, и одновременно он - символ и защита группового сообщества.

Наряду с тем, языковед приводит еще один фактор, который поддерживает стойкость языка, несмотря на сложные общественно-политические обстоятельства, – это осознание престижа своего языка.

Среди ряда социо-исторических примеров, приведенных исследователями, особого внимания заслуживает социолингвистическая ситуация с греками. Турецкий язык не только не могла вытеснить греческий, но и потеснить его. В частности, греки говорили на турецком языке в официальных учреждениях, но никогда, как говорят итальянцы, «язык сердца» («lingua del cuore») не уступал «языку хлеба» («lingua del pane»).

Замечание 1

Лингвисты делают вывод, что почти из каждого языка можно вывести «коэффициент его ценности».

Кульминацией таких диахронных социолингвистических соображений исследователей является их слова относительно того, что развитие языков является только одним из видов развития общества. Дело лингвиста выполнено, когда он обнаружил в языке социально-исторические силы и взаимодействия. Зато другой каркас диахронных социолингвистических исследований, воспитанных на марксистско-ленинской методологии в 20-30-е, а затем 60-80-е годы и на постсоветском видениях в третьем тысячелетии, наблюдается в современном российском языкознании: в частности, от исторической аналитики возникновения этого понятия и термина в полной современной научной дефиниции.

Юнус Дешериев – продолжатель идей А. Мейе

Среди ведущих советских социолингвистов поздней генерации, которые следовали идеям А. Мейе был Юнус Дешериев, он сформулировал две линии развития речи:

  • первая линия - функциональная, она является проявлением социальных функций языка, и именно эта линия подпадает под так называемое «социальное давление», то есть логику общественного развития и сознательное воздействие общества на язык;
  • вторая линия языка – это его внутренняя структура, которая неизбежно подпадает под «давление системы», то есть внутриструктурное развитие самого языка.

Ученый настаивает на их взаимосвязи и на первостепенности, а также на определенности функциональной линии развития. Именно эта линия позволяет изучать развитие языка в неотделимом связи со всеми областями материальной культуры и культуры общества в его прошлом, настоящем и будущем.

Кроме того, ученый формулирует три характерные формы языка, которые стали следствием общественного воздействия на него: диалектная, социальная и профессиональная дифференциации. Они обусловлены логикой общественного развития в то или иное историческое время, а также развитием общественного сознания.

Ему принадлежит использование термина «ретроспективная социолингвистика», которая, в отличие от внутриструктурных задач сравнительно-исторического языкознания, принимая во внимание данные истории, этнографии, археологии, а также наук общественно-экономического цикла, может обнаружить ряд явлений в языке, обусловленных социальным развитием (например, общественно обусловленные закономерности образования и развития племенных языков, как народностей и наций, особенности социально-территориальной, социально-профессиональной и др. дифференциаций языков).

Языковед вводит термин «социалемы», под которым подразумевает любую социальную общность людей, говорящей на одном языке: род, племя, народность, нация. Иначе говоря, это структурная единица человечества, которая имеет свою исторически переменную структуру и состоит из неоднородных совокупностей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot