Предпосылки создания сатирических журналов Н. И. Новикова
Известным российским журналистом и общественным деятелем XVIII века, который оставил свой след в становлении русского литературного языка, был Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.). Он был издателем ряда сатирических журналов, которые выходили в свет в 1769-1774 гг. Именно они внесли в литературу XVIII века немало новых существенных черт, поскольку они были выражением идейного оживления в непосредственно литературной области.
Этими сатирическими журналами были издания «Трутень» (1769-1770 гг.), «Пустомеля» (1770 г.), «Живописец» (1772-1773 г.) и «Кошелёк» (1774 г.). Их возникновение базировалось на широкой традиции западной нравоописательной и сатирической журналистики первой половины XVIII в. Эта традиция предполагала соединение в языке следующих тенденций:
- интерес к простому, обыденному быту;
- изображение обыкновенных людей;
- подчеркнутый морализм;
- английская буржуазная (семейная, деловая и общественная) добропорядочность.
Таким образом, буржуазный характер был достаточно ярко выражен, вследствие чего сатира, в первую очередь, ориентировалась против феодальной верхушки общества, которая оказывала пагубное влияние на буржуазию (с точки зрения борьбы за власть, руководство народом, моральный авторитет).
Впервые данная сатирическая традиция зародилась в Англии, где первыми публицистами подобного рода были Аддисон и Стиль. Впоследствии английские журналы были переведены на другие европейские языки, благодаря чему они получили распространение и большое количество подражаний в других странах Европы (прежде всего, во Франции и Германии).
Литературная суть подобных журналов заключалась в противопоставлении логическому убеждению классицизма и бесстрастному анализу. Вместо этого авторы пытались поговорить с читателем в душевном тоне, повлияв, тем самым, на его моральное чувство. Таким образом, центральной проблемой сатирических журналов был психологический портрет, а также представление повседневности, которая не подведена под какие-либо рациональные схемы.
Языковые и стилистические особенности новиковских журналов
Статьи в новиковских журналах разительно отличаются разбросом применяемой языковой манеры. Это во многом связано с тем, что их авторами являлись разные люди, избиравшие различные жанры. Однако общей для них всех тенденцией является стилистическая манера. Как правило, статьи писались в виде, приближенной в наибольшей степени к разговорному языку манере, в том числе предпринимались попытки передать пародийно-городские арготические образования (например, язык духовенства, язык подьячих, язык петиметров).
Авторская речь также характеризовалась свободой и разговорностью. Несмотря на её эмпиризм и интеллигентную узость, в ней широко и принципиально разрабатывались проблемы простоты, свободы и естественности языка в повествовательной прозе.
Кроме того, в журналах Новикова образам героев давали выразительную языковую характеристику. Она достигалась благодаря авторскому мастерству в использовании богатства русской речи (например, значительную роль в их описании сыграли пословицы и поговорки, которые имели место в их речах).
Обилие в сатирических журналах Н.И. Новикова подробно и ярко прописанных образов, а также разработка в них тем бытовой обыденности вместе с отточенным оружием передовой сатиры впоследствии способствовало развитию русской литературе в рамках направления реализма.
Значение прозы сатирических журналов Н. И. Новикова
Также не стоит недооценивать значение прозы, на которой были написаны новиковские журналы. Прозаическая форма сатирических произведений определялась теми задачами, которые ставились писателем-просветителем, в первую очередь, перед своими журналами. Этих главных задач, по крайней мере три:
- сатирическое изображение действительности;
- пропаганда важнейших просветительских истин, среди которых особо выделяется идея равенства людей («крестьяне подобны во всем дворянам»);
- нравственное воспитание читателей.
Новиков в своих журналах представлял сатиру посредством различных оригинальных прозаических жанров (например, ведомости, портреты, картины, рецепты и т.д.). И всё же главная литературная форма сатирических журналов того времени – письмо. Оно отличается наибольшей глубиной содержания и совершенством словесного выражения. Письма, которые в каждом номере сатирических журналов адресовались издателю от лица различных вымышленных авторов, всегда играли организующую идейную и композиционную роль.
Также в письмах новиковской сатиры достаточно раскрывались различные группы народно-разговорной лексики и фразеологии (причем нередко резко экспрессивно окрашенная). Они находили своё выражение в стилизованных языковых структурах, предназначавшихся для построения образа, от лица которого велось изложение. Создание этих структур, что было непосредственным следствием литературно-эстетических принципов Новикова, стало заметным явлением в истории русского литературного языка.
Проза сатирических журналов Новикова в аспекте последующего развития русской литературы и русского литературного языка сыграла большую роль, чем современная ей драматургия, которая ни авторами, ни людьми не воспринималась как литературная. В отличие от неё язык новиковской прозы и её словесные ряды приобщались к литературному языку.
Таким образом, сатирические журналы Н.И. Новикова стали по-настоящему живым фактом русской литературы второй половины XVIII века. В них отразилось демократическое движение русской литературы и русского литературного языка, что, в частности, было связано с общим вектором развития той общественной жизни. Именно поэтому их номера ещё не раз переиздавались в последующие года.