Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Одноязычная или описательная лингвистика

Общее представление об одноязычной (описательной) лингвистике

Определение 1

Одноязычная лингвистика – это раздел общей лингвистической науки, который посвящён исследованию какого-либо одного языка, в том числе выделению в нём разных языковых подсистем и последующему изучению их взаимоотношений, а также существующих сходств и различий между ними.

Одноязычная лингвистика противопоставляется сравнительной лингвистике (включающей сравнительно-историческое, ареальное и контрастивное языкознание), которая занимается сравнением языков друг с другом.

В более старой терминологии одноязычную лингвистику было принято называть описательной лингвистикой, которая также называется дескриптивной лингвистикой (лингвистической дескриптикой). Одноязычная лингвистика определяется как одна из собственно лингвистических дисциплин, которая изучает язык в отвлечении от его связей с другими явлениями действительности. Это значит, что одним из основных требований одноязычной лингвистики является абстрагирование от излишних лингвистических связей.

Непосредственной задачей одноязычной лингвистики выступала разработка методов синхронного описания и моделирования языка. В связи с этим одноязычная лингвистика во многом основывалась на данных синхронной лингвистики. В то же время важность исторических исследований всё равно признавалась.

С точки зрения одноязычной лингвистики синхронное описание языка, на разработку методов которого она была направлена, понималось как установление системы языка, которая выводилась из текста индуктивно и представляла собой совокупность некоторых единиц и правил их расположения.

Кроме того, в проблемное поле одноязычной лингвистики включается детальная разработка следующих аспектов лингвистических исследований:

  • проблем уровней дистрибутивного анализа;
  • проблем уровней структуры языка;
  • проблем промежуточных уровней языка (например, морфонематического уровня);
  • проблем основных языковых единиц - фонем, морфем, конструкций и предложений.

Наиболее подробно в рамках одноязычной лингвистики были разработаны методы фонологического анализа. Причина этого состоит в том, что именно эти методы, характеризующиеся отсутствием прямой связи единиц фонологического уровня со значением, легче всего поддаются формализации. Кроме того, в одноязычной лингвистике были созданы описания различных типов морфем и структур высказываний.

«Одноязычная или описательная лингвистика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дистрибутивный анализ как основной метод одноязычной лингвистики

Основным методом исследования языка в одноязычной лингвистике выступает дистрибутивный анализ. Этот метод заключается в изучении окружения (так называемого, распределения, или дистрибуции) отдельных единиц изучаемого языка непосредственно в тексте. Дистрибутивный анализ использует ограниченный, но вполне достаточный объём материала, в связи с этим он не использует сведения о полном грамматическом или лексическом значении изучаемых единиц.

Основные принципы дистрибутивного анализа были сформулированы в 1920-х гг. американским лингвистом Леонардом Блумфилдом (1887-1949 гг.). Значительный вклад в развитие этого метода был сделан в 1930-1950-х гг. другим известным лингвистом США Зеллигом Харрисом.

Классическая схема проведения диахронического анализа выглядит следующим образом:

  • сегментация текста на элементарные текстовые единицы — морфы и фоны;
  • идентификация единицы языка (морфемы или фонемы), которая представляет собой объединение множества текстовых единиц, находящихся либо в дополнительном, либо в контрастном распределении;
  • объединение выделенных языковых единиц в классы посредством применения экспериментальной техники субституции (замещения).

Первоначально сферами применения диахронического анализа были такие уровни языковой системы, как фонология и морфология. Позднее он был дополнен и уточнён, что позволило использовать диахронический анализ и к другим языковым уровням (прежде всего, речь идёт о синтаксисе и семантике).

Так, в практике отечественного языкознания в этот метод были внедрены экспериментальные приёмы и числовые методы обработки языкового материала. Также была использована теория множеств, что в результате способствовало формированию теоретико-множественной концепции языка.

Развитие одноязычной лингвистики и ее представители

Одноязычная лингвистика как самостоятельное лингвистическое течение (теория) не характеризовалась однородностью. Наиболее укрупнённо в ней выделяются две основные школы, предполагающие собственные подходы к исследованию языка:

  • йельская школа – это группа учеников и последователей Блумфилда в Йельском университете (США, штат Коннектикут), которые отстаивали последовательный антиментализм и обосновывали стремление к всё большей формализации (Дж. Л. Трейджер, Б. Блок, Хоккет, Харрис и др.);
  • анн-арборская школа – это группа лингвистов, которые представляли Мичиган¬ский университет (США) и обращались к более широкой проблематике, подразумевающей совместные с этнолингвистикой исследования значения, связи языка с социальным окружением и культурой (К. Л. Пайк, Фриз, Найда и другие).

К середине ХХ века одноязычная лингвистика оказалась в кризисном состоянии. Этому, в первую очередь, способствовали абсолютизация дистрибутивного аспекта языка, упрощённое понимание языка и ограниченность проблематики. Результатом действия указанных тенденций стала резкая критика подобной «бессмысленной», «механистической» лингвистики. Поэтому впоследствии на основе одноязычной лингвистики появились новые теории, которые в большей степени были обращены к вопросам семантики - теории синтаксической семантики, порождающая грамматика, теория компонентного анализа, трансформационная грамматика.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot