Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы исследования в филологии

Все предметы / Языкознание и филология / Методы исследования в филологии

Сущность и специфика филологических исследований

Научное исследование само по себе – это процесс целенаправленного познания, результаты которого могут быть выражены системой понятий, теорий и законов.

Как и остальные науки, филология производит плановые научные исследования. Безусловно, наука знает о случайных открытиях, но только при тщательном планировании и обеспечении научной базой может быть проведено исследование закономерностей природы и общества.

Обычно любое исследование включает три стадии:

  • первая стадия – выбор проблемы исследования, его темы, определение объекта, формулирование целей и задач, разработка гипотезы;
  • вторая стадия – отбор методов исследования и приемов работы, проверка гипотез, непосредственно само исследование и формулировка предварительных выводов;
  • третья стадия – внедрение полученных результатов в практику и оформление проделанной работы.

Методы исследования в филологии

Замечание 1

Научный метод исследования – это вся сумма способов добычи нового знания и решения задач, актуальных для любой науки.

Метод состоит из способов исследования феноменов, систематизации, корректировки новых и ранее полученных знаний. Выводы и умозаключения базируются на правилах и принципах рассуждения, осуществляемого на основании эмпирических, то есть наблюдаемых и измеряемых данных, касающихся объекта измерения. База получения данных – это наблюдения и эксперименты. Чтобы объяснить наблюдаемые факты, выдвигают гипотезы и строят теории, на основании которых могут быть сформулированы выводы и предположения.

Композиционный анализ предполагает анализ языковых средств, характерных таким текстам, как рассуждение, описание, повествование. Для их изучения эффективной будет форма языкового анализа, когда ситуация общения и структурно-композиционные части текста, а также языковые средства рассматриваются во взаимосвязи.

Готовые работы на аналогичную тему

Композицию понимают не только в качестве построения произведения, но и в качестве динамического развертывания и смены типов речи, стилей речи, словесных рядов. В композиции объединены форма и содержание текста. Посредством композиционного анализа изучают принципы расположения материала, композиционный план текста, выделяют семантические центры и описывают расположение эпизодов, изучают композиционные приемы.

Мотивный анализ – частный метод, который предполагает изучение мотивов в одном или нескольких текстах автора, рассмотрение повторяющихся мотивов в литературе в определенном направлении. Мотив изучают в качестве устойчивого компонента литературного текста, наделенного семантической насыщенностью и повторяемостью. Например, мотив дороги в произведениях Н. В. Гоголя.

Лингвистический эксперимент – одна из разновидностей лингвистического анализа текста, при котором производится произвольная замена одного из языковых средств на синонимичное средство. При этом выявляют стилистические возможности каждого из синонимов.

Биографический метод – частный метод, направленный на изучение биографии и личности автора, когда и биография и личность рассматриваются в качестве определенного момента в творчестве. Биографический метод базируется на допущении, что за каждым текстом стоит личность автора, поэтому благодаря данному методу можно лучше понять его произведения.

Семиотический метод – рассмотрение текста в качестве системы знаков. Значимым здесь является разграничение семантики, синтагматики и прагматики знаков. Ю.М. Лотманом была разработана структурно-семиотическая концепция анализа текста, включающего следующие компоненты:

  1. изучение функционально-смыслового типа речи, отраженного в тексте;
  2. членение текста на сегменты и анализ его структуры;
  3. поуровневое детальное изучение текстовых единиц;
  4. анализ рифм;
  5. обобщение наблюдений и конкретизация художественного смысла.

Интертекстуальный анализ – предполагает изучение межтекстового взаимодействия, выявление роли аллюзий, прецедентных текстов, цитат и пр. на основании текста-источника.

Выделяют следующие стадии интертекстуального анализа:

  1. выявить эстетические сигналы «чужого» в изучаемом тексте;
  2. определить их статус;
  3. провести систематизацию;
  4. проанализировать связи с текстом-источником;
  5. изучить возможные смысловые трансформации и функции в исследуемом тексте.

Дискурсный анализ – способ исследования в современном языкознании, ориентированный на описание реальности речевой деятельности.

Нарративный метод – используется представителями школы нарратологии, то есть теории повествования. Художественное произведение выступает эстетической коммуникацией нарратора (повествователя) и рецепиента (читателя). Нарратологическому методу исследования отводится промежуточное место между структуральным и рецептивно-эстетическим методами.

Нарратологами выделено два сюжетных аспекта:

  1. формальная повествовательная структура, затрагивающая способ подачи и распределения событий, пространства и персонажей, то есть строго хронологическая или ахронологическая подача материала;
  2. подача такой формальной структуры с позиций прямого или косвенного диалога писателя и читателя.

Контент-анализ – процесс количественного анализа текстов и текстовых массивов, чтобы далее интерпретировать выявленные числовые закономерности. В первую очередь, контент-анализ является количественным методом, предполагающим оценку какого-то компонента в тексте, которая может быть дополнена разными качественными классификациями и выявлением структурных закономерностей.

Помимо вышеперечисленных методов, существуют и другие, например, методика «конкретного литературоведения». Смысл данной методики заключается в том, что литературное произведение распространяется за пределы текста. Его воспринимают на фоне реальности и в связи с ней. Город, природа, исторические события и бытовые реалии – входят в произведение и без них его невозможно правильно воспринимать.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис