Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Cинxpoния и диaxpoния языкa: вpeмя и cтpyктypa

Первые попытки изучения синхронии и диахронии языка

Определение 1

Cинxpoния и диaxpoния языка – это состояния статики и динамики в языковой системе.

Как известно, язык как одна из форм духовной культуры народа является продуктом длительного исторического развития общества. Он постоянно развивается, меняется в пространстве и времени, в то же время сохраняя признаки имманентной стабильности, целостности. Тем самым обеспечивается выполнение им коммуникативной роли, реализация таких функций, как аккумулирование опыта общества и связь между различными поколениями.

Замечание 1

Соотношение динамики и статики в такой сложно структурированной, полифункциональной системе, каковым является естественный язык, влияет на многоаспектные связи общества.

Язык – это динамическая система, которая меняется, реагируя на сдвиги в обществе и в языковом сознании его носителей. Однако устойчивость, статичность языковых элементов – это коммуникационная необходимость. Поэтому динамика и статика постоянно находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Без статики языковое развитие было бы сплошным неупорядоченным движением, не давало бы возможности познавать структуру языка, а также те изменения, которые в ней происходят.

В систему современного русского литературного языка всегда входит оценка определенных фактов языка в их динамике – то как устаревших, то как новых. Изучение языковых элементов с точки зрения динамики позволяет выявить процессы упадка старых и формирование новых черт. Речь идет о проявлениях тенденций именно на синхронном, а не диахронной срезе языка, то есть тех процессов развития, которые, стремясь к равновесию и симметрии в синхронии, все-таки не позволяют достичь абсолютной стабильности: одна (относительно статическая) стадия развития сменяется динамичной. Таким образом возникают новые тенденции.

«Cинxpoния и диaxpoния языкa: вpeмя и cтpyктypa» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Варианты языковых элементов на каждом синхронном срезе выступают своего рода индикаторами изменений, которые происходят на фоне стабильных постоянных составляющих системы. Движение и состояние, динамика и статика, синхрония и диахрония в языке были объектами исследования многих лингвистов. О необходимости различения исторических изменений и состояния языка, изучая не только неподвижные статические черты, но и язык в его историческом развитии, отмечали в своих исследованиях еще:

  • В. Гумбольдт;
  • Я. Гримм;
  • И. Бодуэн де Куртенэ.

И. Бодуэн де Куртенэ одним из первых начал изучать именно живые языки, особое внимание сосредоточив на исследовании явлений, которые возникают и приходят в упадок и свидетельствуют о непрекращающихся языковых изменениях (согласно терминологии автора, кинетика и статика). Автор уже в своих ранних языковедческих исследованиях ("Versuch einer Theorie phonetischer Alternstionen" (Strassburg, 1895) убедительно показал не только разницу явлений Nebeneinender (статическая лингвистика) и Nacheinander (динамическая лингвистика) но и то, как эти аспекты взаимодействуют в языке.

Состояние покоя, согласно И. Бодуэну де Куртенэ – это единичное проявление движения, когда количество изменений равна нулю. Поэтому статику ученый сводил к отдельному факту динамики. Эти термины И. Бодуэн де Куртенэ применяет со своеобразным значением: в статике он прежде всего рассматривает физиологическую характеристику звука (что предполагает анализ законов и условий функционирования), а под динамикой – закономерности развития звуков во времени.

Вклад Ф. де Соссюра и Пражской лингвистической школы в понимание времени и структуры в лингвистике

Понятия и термины "синхрония" и "диахрония", "динамика" и "статика" для различения движения и положения в языке ввел в научный оборот Фердинан где Сосюр. Он определял синхронную (статическую) лингвистику как науку о состоянии языка, отграниченную от любых исторических эволюционных фактов и действий, и считал, что синхронная лингвистика должна изучать внутреннее строение языка, его систему, а диахронная – эволюцию языковых единиц.

Ф. де Сосюр отождествлял динамику с диахронией и статику – с синхронией, не отрицая постоянных языковых изменений (в том числе и на синхронном уровне), однако, учитывая то, что они настолько минимальны и незначительны, что их не стоит принимать во внимание.

Поэтому динамика оставалась, по сути, вне его исследований, так как изменения на диахронном уровне Ф. де Сосюр трактовал как случайные и несистемные, хотя они неизбежно приводят к нарушению равновесия в самой системе языка или диалекта.

Важным этапом в развитии языкознания была деятельность Пражской лингвистической школы (далее – ПЛШ), которую представляли:

  1. В. Матезиус;
  2. М. Трубецкой;
  3. Б. Трнка;
  4. П. Гавранек;
  5. И. Вахек;
  6. Р. Якобсон;
  7. В. Скаличка;
  8. С. Карцевский.

В. Матезиус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. В. Матезиус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Члены ПЛШ обосновали существование динамической синхронии, отводя тем самым статике незначительное место в исследованиях.

Однако речевая деятельность состоит из диалектического единства движения (динамики) и покоя (статики). Взаимодействие динамики и статики как двух сторон единого существования языка обеспечивает равновесие языковой системы, абсолютизация одного из факторов неизбежно приводит к противоречиям в оценке языковой специфики. В языке взаимодействуют две силы: одна из которых постоянно препятствует языковым изменениям, чтобы сохранить способность к пониманию между носителями одного языка (или диалекта), а другая – более скрытая – действует, причем весьма ощутимо, в пользу изменений.

Но любое языковое изменение не имеет абсолютного характера. Например, в речи старшего и младшего поколений часто существуют различия в лексическом составе и словоупотреблении, но эти различия никогда не бывают настолько сильными, чтобы стать преградой для взаимопонимания. Однако исследования показывают, что когда представители младшего поколения (а они являются самым мощным носителем нового) становятся старше и попадают в коллектив старших (а то и пожилых) людей, то они легко отказываются от тех нововведений (прежде всего, лексических), которые до недавнего времени были присущи их речи.

В результате какое-то определенное языковое изменение (или целый комплекс языковых изменений) словно отступает, сохраняя соответствующий субдиалект без изменений. Развитие речи наряду с социальными факторами обеспечивают постоянные тенденции, которые имеют поступательный характер.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot