Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Междометная теория происхождения языка

Все предметы / Языкознание и филология / Междометная теория происхождения языка

На сегодняшний день выделяют два подхода к объяснению происхождения языка:

  • появление языка естественным путем;
  • искусственное создание некой активной созидающей силой извне.

Вторая точка зрения на протяжении длительного времени преобладала. Расхождения были отмечены лишь в том, кем был создан язык и из какого материала.

Междометная теория происхождения языка данной статье вы рассмотрите сущность междометной

Определение 1

Междометная (рефлексивная) теория – теория, которой объясняется происхождение языка через переживания, испытываемые человеком. Первыми словами, в соответствии с данной теорией, были междометия, выкрики, а в процессе дальнейшего развития они приобрели символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества.

Данная теория занимает второе место по распространенности. Также ее называют теорией эмоционального происхождения языка. В соответствии с положениями междометной теории, в первоначальном ее варианте, речь была сформирована из бессознательных выкриков, которыми сопровождались различные эмоциональные состояния.

Данная теория берет свое начало от эпикурейцев. Эпикур и эпикурейцы считали, что речь человека в своем становлении прошла предварительный, так называемый физиологический этап, то есть этап эмоциональных выкриков, связанных с впечатлениями, которые человек получает от окружающей обстановки, и ставших их обозначениями.

Первобытные люди на уровне инстинктов превратили естественные звуки в междометия, которые сопровождали каждую эмоцию и которые позже стали словами. Изначально междометия являлись обозначением всплесков эмоций и человеческой воли.

Например, в русском языке междометия - это «ах», «ох», «ух», «ой», «у-у-у», «гм», «тьфу», «уф» и пр.

Далее от них сформировались русские слова ахать, ойкать, ухать, охать и пр. Позже слова начали развиваться из междометных звуков, соблюдая законы словообразования. При этом связь звучания слова и эмоционального состояния человека стала косвенной. Слова начали обозначать не только эмоциональные и волевые акты человека, но и иные впечатления, вызываемые в душе индивида при взаимодействии с окружающим миром.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, звучание слов, связываясь с впечатлениями от вещей, заменило непосредственное созерцание предметов и явлений. Как считал Эпикур, впечатления древних людей, зависели от окружающих вещей и местности, в которой проживало племя. В первую очередь, племенами было установлено обозначение вещей, у них были развиты особые способы восклицания, обусловленные разными впечатлениями, испытываемыми разными племенами. По мнению Эпикура, в дальнейшем это вызвало формирование различных языков на планете. В XVIII веке междометная теория происхождения языков была развита Гердером, в истории языкознания она была названа теорией рефлексий.

Теория рефлексии как продолжение теории междометной теории

Первая стадия возникновения языка Была рассмотрена Гердером в традиционном для междометной теории направлении. Язык рассматривался в качестве естественного крика души, проявления инстинктов. Такого рода выкрики вызывали у других людей схожие чувства и ощущения. Поэтому считается, что язык первых людей – это язык ощущений. Но настоящий человеческий язык достаточно далеко от этого.

Благодаря разуму человек может наблюдать за самим собой и анализировать свой внутренний мир. Способность человека рефлексировать сначала породила внутренний, а позже и внешний человеческий язык. Рефлексией создаются отличительные признаки образа предмета и формирует отчетливые понятия о нем, то есть «слово души». Слово души – это наиболее яркий и уникальный признак предмета.

Звук, признак предмета, а также его идея, в соответствии с Гердером, может соединяться в душе и сами по себе, даже если человек не будет стараться произнести имя. В XIX веке теория междометий получила дальнейшее развитие в концепции под названием ономатопоэтическая теория, которая разрабатывалась в трудах Штейнталя, Потебни, Гримма и др.

Ономатопоэтическая теория

Штейнталь считал, что становление языка – стихийный процесс, протекающий одновременно с развитием человека и человеческого сознания. Изначально слова возникали во время игр, развлечений иди отдыха первобытных людей. В той или иной ситуации кто-то произносил некий набор звуков, используемый ранее в качестве сигнала для начала совместных действий, например, в процессе охоты на диких животных. Остальные участники во время игры этот набор звуков повторяют, таким образом он закрепляется в коллективном сознании в качестве определения конкретного действия, явления или предмета. В этом действии Штейнталем было выделено три момента:

  • язык возник из сигнала, даваемого вне ситуации, требующей употребления этого сигнала;
  • язык возник в качестве повтора привычных звуков;
  • язык возник вместе с потребностью человека в эмоциональной экспрессии, похожей на художественную экспрессию.

Если в теории звукоподражания отправной точкой возникновения языка был внешний мир, то в междометной теории в качестве такого стимула для формирования слов выступает внутренний мир человека и его эмоции. Общее для обеих теорий – это то, что ими изучается происхождение механизма говорения в качестве основы становления языка.

Замечание 1

Как считает большинство современных ученых, междометная теория происхождения языка, также, как и теория звукоподражания, - несостоятельна.

При объяснении происхождения незначительного количества слов, она не может объяснить возникновение основной части словарного состава языка, например, слов с нейтральным эмоциональным окрасом, особенно слов, являющихся названиями «предметов мысли». Особое внимание обращается на то, что слова, возникшие из аффективных выкриков первобытного человека, могут выполнять в основном выразительную, то есть экспрессивную, функцию, тогда как язык имеет и серию более значимых функций, которые не могут быть выполнены такого рода словами.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис