Зарождение в Древней Греции лингвистической мысли
Древняя Греция – это одно из основных мест, где в течение нескольких веков были сформированы предпосылки и истоки зарождения всей европейской культуры. Древние греки в процессе создания своих работ достигли таких результатов (главных с точки зрения лингвистики), как создание своих систем письма, развитие философии языка, поэтики, стилистики и риторики. А грамматика, которая была создана древними греками, стала праматерью всех современных грамматик Европы.
Южная территория Балканского полуострова и близлежащие острова в конце третьего тысячелетия до нашей эры были заселены протогреческими племенами, которые образовали множество небольших государств. Наибольшего прогресса достигли греческие государства на острове Крит.
Именно там берёт начало древнегреческая лингвистическая мысль. Было создано сходное с египетским критское письмо, которое эволюционировало от пиктографического к иероглифическому. А впоследствии (около XVIII века до нашей эры) было создана новая система – курсивное линейное письмо А слогового типа.
Государственные образования на Крите переживали период бурного развития. Это касалось и вопросов, связанных с культурой и языком. Однако в 1470 году до нашей эры произошла тектоническая катастрофа, которая привела к гибели критской (минойской) цивилизации.
Развитие языка на материковой Греции
На материке же в это время формировалась (относительно позднее и медленнее), так называемая, элладская цивилизация, временные рамки которой приблизительно составляют 3000 и 1000 лет до нашей эры. Наибольшего расцвета материковая Греция достигла в середине второго тысячелетия до нашей эры. Тогда же появилось слоговое письмо Б, которое стало результатом приспособления ахейцами критского письма к своему диалекту.
После победоносной для ахейцев троянской войны на рубеже XIII—XII веков до нашей эры элладские государства подверглись вторжением с севера других греческих племён. В результате Греция по большей части стала развиваться через города-государства. Они способствовали более интенсивному экономическому и культурному росту, которые повлекли за собой рост численности греческого населения и, как следствие, необходимость образования колоний далеко за пределами Греции.
Для древнегреческого языкознания это обернулось знакомством с финикийским письмом, на основе которого был создан греческий алфавит со специальными знаками для гласными. Появление письменности спровоцировало повышение интереса к проблемам языка, в частности, особое развитие получили риторика, поэтика, философия языка.
Впервые в истории древнегреческой лингвофилософской мысли осмыслить значения слов пытались поэты VIII века до нашей эры Гомер и Гесиод. Рефлексия над языком вылилась в образовании этимологии. Первоначально древние греки считали, что между словами и обозначаемыми ими предметами существует естественная, неразрывная связь. Однако с V века до нашей эры древнегреческая философия языка активно продвигала мнение о существовании чисто условной связи между предметом и его названием.
Большое внимание лингвофилософской мысли Древней Греции было уделено практическим аспектам использования языка, что проявлялось в следующих процессах:
- зарождение в V веке до нашей эры науки об ораторском искусстве – риторики;
- использование чтений классических и уже устаревающих поэтических текстов в качестве главного метода обучению языку;
- комментирование указанных выше текстов, что выразилось в формировании филологии;
- сбор старинных и инодиалектных слов (объединяемых под одним понятием – глоссы) и их объяснение;
- интенсивное изучение звукового строя языка, обеспеченное результатами теории музыки, ритмики и метрики.
В целом проводившиеся в Древней Греции лингвистические исследования характеризовались замкнутостью на материалах только греческого языка, что было свойственно и последующим этапам развития античной лингвистической мысли.
Вклад Платона и Аристотеля в развитие лингвистической мысли
Наиболее значительный вклад в развитие древнегреческой философии и теории языка внесли философ Платон и его ученик Аристотель.
Платон (420-347 года до нашей эры) является автором диалога «Кратил», который занял особое место в истории лингвофилософской мысли Древней Греции. «Кратил» был посвящён вопросу о соотношении вещи и её наименования. В нём были представлены мнения Кратила и Гермогена, первый из которых утверждал правильность имён от природы, а второй – употребление имён по договору и соглашению. Платон же занимал центристскую позицию и утверждал частичную правоту обоих мнений.
Кроме того, Платон оставил свой след в грамматической мысли Древней Греции. Он различал слово и предложение, которое он называл «самой маленькой речью». В предложении Платон выделял два компонента – субъект и предикат. Также были разграничены такие части речи, как имена и глаголы.
Ученик Платона Аристотель (387-322 года до нашей эры) считается подлинным основоположником античной языковедческой традиции.
Аристотель был сторонником условной связи между вещью и её именем, между словом и представлением. Однако он предостерегал от злоупотребления словами, поскольку возможно такое явление, как многозначность (включающая омонимию и полисемию). Он исследовал встречающиеся в многозначных словах типы связей значений.
Аристотель делил звуки речи на гласные, полугласные и безгласные, а ударение – на острое и среднее. Он предложил использовать для изучения фонетических явлений помимо акустических, но и артикуляционные признаки.
Аристотель выделял такие «части словесного изложения», как звуки речи, слоги и слова. Последние он подразделял на следующие разряды: имена, глаголы, местоимения и предлоги, союзы. Были описаны отдельные классы глаголов, однако так и не были вычленены значимые части слова.
К другим заслугам Аристотеля в части лингвистики относят:
- начало разработки словоизменения и словообразования;
- подразделение предложения на утверждение и отрицание;
- исследование понятия падежа;
- изучение вопросов стилистики.