Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение фонетики в порождении речи

Все предметы / Языкознание и филология / Значение фонетики в порождении речи

Сущностная характеристика фонации

Фонетический аспект порождения речи в общем виде представлен фонацией, её свойствами, признаками и связанными с ней явлениями.

Определение 1

Фонация – это использование гортани для порождения звука, который впоследствии модифицируется в ходе работы артикуляционного аппарата.

С точки зрения рассмотрения проблемы сопряжённых процессов порождения и восприятия речи особый интерес вызывают результаты исследований французского физиолога Рауля Хюссона. Он доказал, что голосовые связки в процессе фонации выступают в качестве активного звена, и, как следствие, колебательный ритм обеспечивается со стороны головного мозга.

Также по вопросам фонации внимание привлекает исследование советского психолога Н. И. Жинкина, благодаря которому было выявлено участие в процессе фонации двух основных физиологических систем, которые образуют следующие компоненты речевого механизма:

  • «динамический» компонент речевого механизма, который отвечает за формирование синтагматического звуковой структуры слова посредством «слого-» и «словообразования» (обеспечивает звуковое произнесение и, как следствие, существование речи);
  • «статический» компонент речевого механизма, который характеризуется как фонемный/артикуляционный механизм и обеспечивает семантическое тождество и различение звуковых структур слов (реализует смыслоразличительную функцию речи).

Организационный процесс порождения звуков

Организация фонации устроена следующим образом:

  • по пирамидальному пути осуществляется поток импульсов от моторной зоны коры речедвигательного анализатора головного мозга к языку; этот процесс систематизирован, поскольку обеспечен предшествующим речевым опытом и определён условнорефлекторными связами слухового и речедвигательного анализаторов;
  • по экстрапирамидальным путям осуществляется поток импульсов от премоторной зоны речедвигательного анализатора головного мозга к глотке, где определяется необходимый для фонации объём речевого звука;
  • движения глотки вызывают потоки нервных импульсов в отдельные зоны головного мозга.

Готовые работы на аналогичную тему

Указанные в последнем пункте зоны характеризуются выполнением различных функций, которые обеспечивают процесс фонации:

  • премоторная зона речедвигательного анализатора представляет собой место сосредоточения анализа и синтеза выучки;
  • слуховой анализатор, который контролирует акустические результаты произнесения;
  • таламическая и гипоталамическая области, которые вызывают перистальтики лёгких.

Таким образом, на основе этих психофизиологических процессов можно выделить два уровня регулирования фонационного процесса – автоматический (подкорковый) и неавтоматический (корковый).

Исследования в области порождения звуков

Исследование фонетического аспекта порождения речи проводилось рядом психологов и лингвистов на базе довольно специфичной, но в то же время комплексной методики. Помимо традиционных методов психолингвистики и фонетики выделяют такие методы, как метод рентгенографии, близкие по сути методы стробоскопической съёмки и съёмки «ультрарапидом», метод регистрации микродвижений органов речи, различного рода электрокимографические исследования и так далее.

Одним из важнейших методом изучения фонации, который учитывает текущий уровень знаний об этом процесс, является метод «динамической палатографии». Он позволяет при помощи размещённых на искусственном небе электродов регистрировать динамику движений языка.

Благодаря перечисленным выше и не только современным методам были проведены комплексные исследования фонетических явлений. В частности, значительными результатами отличился ленинградский физиолог Л. А. Чистович. Из результатов, которые были получены в процессе проведения исследований, важнейшими являются следующие выводы:

  • во-первых, программа синтагмы, которая выступает в качестве последовательности слогов, характеризуется ритмически организованными слоговыми командами (то есть вызывающими реализацию слогового комплекса движений), а ритмический рисунок последовательности звуков оказывается иным;
  • во-вторых, чтобы записать артикуляционную программу слова, необходимо использовать два раздельных «блока», первый из которых записывает время для совершения необходимого движения, а второй учитывает перечисления и последовательности необходимых движений;
  • в-третьих, элементарным артикуляционным комплексом считается слог типа «согласный-гласный»; более сложные слоги образуются из этого простейшего комплекса и частично реализуются параллельно с ним.

Проблема дифференциальных признаков

При обращении к фонетической стороне порождения речевого высказывания нередко рассматривают проблему дифференциальных фонетических признаков, которая впервые была затронута русским лингвистом И. А. Бодуэном де Куртенэ.

Он выдвинул такие понятия, как акусмы, кинемы и кинакемы. Они составляют основу этой проблемы. Акусма представляет собой представление акустического впечатления, которое вызвано кинемой или кинакемом. Кинема является представлением одностороннего, а кинакем – двустороннего (при совпадении движения органов речи и акустического результата) простейшего произносительно-слухового элемента, который далее не может быть психически разложим.

Определённые выше понятия позволили выявить два основных направления дальнейшего научного решения проблемы дифференциальных признаков – акустическое и артикуляционное. Основная идея акустического направления заключается в использовании слушающим для различения морфем набора элементарных акустических признаков. Артикуляционное направление рассматривает различимые и синтезируемые сегменты потоков речи – слова и слоги.

Замечание 1

Эти два направления в исследовании проблемы дифференциальных признаков соответствуют двум направлениям в теории восприятия речи – акустическим и моторным.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Мария Сергеевна Афанасьева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис