Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фонологические школы

Замечание 1

В отечественном языкознании в подходе к определению фонемы и фонемного состава языка сложилось два направления:

  • Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ, ЛФШ);
  • Московская фонологическая школа (МФШ).

Характеристика Петербургской (Ленинградской) фонологической школы

Наиболее яркими представителями Петербургской фонологической школы считаются Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, Л.В. Бондарко, М.И. Матусевич. Они в основу своей теории положили фонетические критерии. В фонему объединяются звуки, которые в акустическом или артикуляционном отношении похожи и выполняют смыслоразличительную функцию. С их точки зрения, например, фонемный состав слов «городской», «открытие» можно представить следующим образом: [гарацкоj], [аткрыт'иjэ].

В основе подхода Петербургской фонологической школы к единицам звукового уровня языка лежит принцип, который заключается в отчётливом стремлении связать лингвистическую природу фонемы с той ролью, которая она играет в речевой деятельности. Согласно концепциям этой школы, предназначение фонемы состоит в обеспечении использования материальных явлений для образования значащих единиц языка. Подобное понимание фонемы обуславливает исследования представителей Петербургской фонологической школы по таким направлениям, как:

  • материальные свойства звуковых единиц;
  • экспериментальная фонетика;
  • методы анализа речи.

Петербургская фонологическая школа рассматривает систему морфем языка как реальную организацию звуковых единиц, которая каждому носителю языка обеспечивает возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения. Результатом подобного представления является привлечение внимания представителей этой школы к следующим аспектам звуковых единиц:

  • подробное фонетическое описание различных фонологических систем;
  • проявление интереса к разным стилям речи;
  • разработка идея важности «звукового облика слова»;
  • разработка теории интонации;
  • разработка теории слога и т.д.
«Фонологические школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Фонема же представителями Петербургской фонологической школы определяется как кратчайшая (что значит неделимая во времени) звуковая единица человеческого языка, которой присуща способность быть единственным в языке средством различения означающих морфем и слов. Фонема, по мнению сторонников этой школы, выполняет такие функции, как:

  • конститутивную функцию, то есть образование звуковой формы значащих единиц языка (со стороны говорящего);
  • опознавательную функцию, то есть образование звуковой формы значащих единиц языка (со стороны слушающего);
  • различительную функцию, то есть использование особенностей фонемного состава значащих единиц для их различения;
  • разграничительную функцию, то есть употребление фонем только на границах значащих единиц.

Таким образом, было представлено учение о фонемах, сформированное представителями Петербургской (Ленинградской) фонологической школы.

Основные положения Московской фонологической школы и их демонстрация на примерах

Московская фонологическая школа представлена такими языковедами, как Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов, М.В. Панов. Представители этой фонологическая школа при определении фонемного состава языка исходят из морфологических критериев. Фонема определяется в составе морфемы по сильной позиции. Для гласной фонемы выделяют сильную позицию (то есть под ударением) и слабую позицию (то есть в безударном положении). Для согласных фонем сильная позиция по глухости / звонкости расположена в месте перед гласными и перед сонорными, а по твёрдости / мягкости – перед гласными непереднего ряда, то есть перед всеми гласными, кроме «и», «э», и на конце слова.

Если фонему нельзя проверить сильной позицией, то используется понятие гиперфонемы. Этим понятием называют такую единицу, которая представлена рядом позиционных чередований гласных или согласных фонем, в одинаковой степени возможных в одном и том же фонетическом окружении. Так, в слове «городской», которое состоит из трёх морфем – «город-ск-ой», нельзя проверить сильной позицией согласную «с» в суффиксе «-ск». Именно этот звук и образует гиперфонему, которая включает в свой состав в данной морфеме два равновозможных согласных звука – «з» и «с». Фонемный состав этого слова выглядит следующим образом: [город(с,з)коj], а второго слова, который состоит из четырех морфем – «от-кры-тиj-э», соответственно [открит(и,э)jо]. Остановимся более подробно на примере транскрибирования последнего слова в системе Московской фонологической школы.

В приставке «от-» оба звука находятся в слабой позиции. Для гласного проверочными могут служить такие слова, как «óтмель», «óтпертый», «óтперт», а для согласного – «отойти» или «отнести». Поэтому приставка транскрибируется таким образом: [от-].

Все звуки корня «-кры-» употреблены в сильной позиции. Поэтому корень слова записываем так: [кри-] (звук «ы» в Московской фонологической школе – алломорф фонемы «и»).

В морфеме «-тиj» первые два звука – в слабой позиции: «и» – в безударном положении, и проверить его сильной позицией, т.е. ударением, нельзя, поэтому для изображения этого звука в транскрипции используем гиперфонему, которая состоит из четырёх звуков, в одинаковой степени возможных в этой позиции. Согласный «т» по глухости / звонкости находится в сильной позиции, а по твёрдости / мягкости – в слабой (перед гласным переднего ряда). Фонематическая транскрипция суффикса «-тиj»: [(т,т’)(и,э,а,о)j].

Окончание «э» в слабой позиции. Та же морфема со значением среднего рода единственного числа, но в сильной позиции употребляется в существительных «окнó», «веслó», «стеклó». Полностью слово открытие в фонематической транскрипции Московской фонологической школы выглядит таким образом: [откри(т,т’)(и,э,а,о)jо].

Таким образом, наглядно было представлено (с примерами) учение о фонемах, сформированное представителями Московской фонологической школы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot