Общее представление о когнитивном анализе
Научный прогресс, создание новых теорий и направлений способствуют появлению новых методов и новых приёмов научного анализа. Одним из таких приёмов, который возник в последние десятилетия XX века, и в настоящее время активно разрабатывается, является когнитивный анализ. Его название произошло от латинского глагола «cognosco», который переводится на русский язык как «познавать, постигать».
В специальной литературе существуют и другие названия когнитивного анализа:
- когнитивно-дискурсивный анализ;
- семантико-когнитивный анализ.
Кроме того, когнитивный анализ называют методом. Такая двойственная номинация одного и того же понятия связана не только с многозначностью термина «метод», но со стремлением к более точному обозначению используемого научного приёма. Как показывает практика, этот способ описания может использоваться и как метод со всеми его компонентами, и как один из компонентов метода.
Когнитивный анализ (или метод) был разработан в рамках когнитивной лингвистики, где он до сих пор совершенствуется, и в настоящее время используется как один из её исследовательских приёмов.
Когнитивная лингвистика рассматривает язык как средство формирования, обработки и передачи информации, а его развитие и функционирование – как результат действия человеческого фактора.
Подобный подход не противоречит традиционному взгляду на язык, но в то же время весьма существенно меняет направление исследования языка.
Язык действительно образовался благодаря осознанной, а также и неосознанной деятельности человека, и не всё в языке подвластно его языкотворческой деятельности. Не зависят от влияния человека фундаментальные свойства языка, в частности его знаковость. Человек не может нарушить единство означаемого и означающего языкового знака – и не только языкового, но и любого другого знака. Не может он также нарушить принцип двойного членения языковых единиц. Но он может создать новые знаки, правда, по образцу старых знаков, сохраняя при этом единство означаемого и означающего.
Примеры использования когнитивного анализа в исследовании
Следы деятельности человека, которые были оставлены в языке многими поколениями людей, заметнее всего прослеживаются в использовании переносных значений слов, метафор, способов номинации предметов и явлений окружающего мира, в образовании производных слов, идиом, в формировании лексем в синонимический ряд и др.
Называя человека лисой или бараном, говорящий приписывает упоминаемому лицу свойства, которыми якобы обладают эти животные, - хитрость или непрошибаемая тупость. Но в природе всё обстоит по-другому. Лиса не умнее волка, а баран не глупее козла или лошади. Индивидуальными качествами, которые свойственны человеку, наделил их именно человек, а не природа, превратив тем самым вполне обычных животных в определённые символы.
Другим примером вмешательства человека в семантическую структуру языка могут служить разного рода классификации, например, растений, на основании которых в сознании носителей разных языков выделяются такие группы растений, как:
- полезные, т.е. съедобные или целебные;
- вредные или ядовитые;
- бесполезные, т.е. несъедобные и неядовитые.
Ни в одной классификации, которая была сформирована на основе научных критериев, подобные группы растений не выделяются. Полезными или вредными могут быть растения не сами по себе, а только благодаря восприятию человека, их влиянию на его организм. Такой утилитарный подход, который заключает в себе оценку, не является объективным и научным в традиционном понимании этого слова. На самом деле это субъективный подход, который основан на когнитивных критериях восприятия мира.
Материал, который заключает в себе когнитивную информацию, отличается чрезвычайной сложностью. Это вызвано тем, что в нём особым образом зашифрован взгляд человека на окружающий мир. Поэтому сбор материала для лингвистического анализа представляет не меньшую трудность, чем сам когнитивный анализ.
Формальные и семантические аспекты когнитивного анализа
Когнитивный анализ, впрочем, как и другие способы исследования языка, включает те же составные части, которые свойственны, например, описательному или сопоставительному методам. На каждой ступени описания, будь то анализ, классифицирование или интерпретация, выделяются формальные и семантические аспекты исследуемого материала.
Формальная сторона анализа сводится к выявлению в тексте частей речи или других формальных разрядов слов, которые заключает в себе когнитивную информацию. Одним из возможных вариантов анализа когнитивной семантики может быть учёт тех направлений когнитивной лингвистики, которые выделяются в настоящее время:
- культурологическое направление;
- лингвокультурологическое направление;
- семантико-когнитивное направление;
- философско-семиотическое направление;
- логическое направление.
Выбрав в качестве исходного одно из перечисленных направлений, необходимо придерживаться той системы понятий, которая свойственна данному направлению.
Классификация может быть проведена на основе как формальных, так и семантических признаков. Однако следует отметить, что выделение групп на основе семантических признаков при использовании когнитивного анализа предпочтительнее по определению.
В когнитивных исследованиях большое внимание уделяется метафоре как одному из способов отражения в человеческом сознании концептуальной картины мира. Но это отражение, которое зашифровано в метафоре, заключает в себе смыслы, не имеющие ничего общего с явлениями окружающего мира, который в воображении разных людей может представляться как дремучий лес, цветущий сад, бесплодная и безжизненная пустыня, каменный мешок и т.п.
Такого рода образы говорят не столько об окружающей действительности, сколько о самом человеке, который воспринимает эту действительность. Именно поэтому они представляют научный интерес при изучении языковой картины мира, которая существует в сознании людей, принадлежащих к разным языковым культурам.