Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы когнитивной лингвистики

Содержание статьи

Концептуальный анализ – главный метод когнитивной лингвистики

Определение 1

Методы когнитивной лингвистики – это совокупность способов получения знаний в рамках когнитивной парадигмы в лингвистике.

Концептуальный анализ – это главная методика логического анализа языка и когнитивной лингвистики, которая предполагает применение следующих методологических процедур:

  • моделирование (с применением метаязыка или естественным путем);
  • описание концептов.
Замечание 1

Концептуальный анализ направлен на выявление содержания концептов, формализацию того, что присуще интуиции и имеется в коллективном бессознательном и выражается в языке. В практике проведения концептуального анализа чаще всего используется сочетание анализа на основе словарных дефиниций и анализа контекстов.

При этом, к концептуальному анализу также добавляются чисто лингвистические методы – дефинирование, контекстуальный и этимологический анализ. Пименова М.В. разработала особую процедуру проведения концептуального анализа, согласно которой выявляется этимология слова – имени концепта – и, соответственно, мотивирующие признаки концепта; анализируются словарные дефиниции имени концепта, а также исследуются синонимичные ряды имени концепта, в результате скрываются понятийные признаки; рассматриваются концептуальные метафоры и, как следствие, выделяются образные признаки, служащие для создания данных метафор.

При этом Пименова отмечает, что концепт имеет определенный смысл и структуру, представленную совокупностью концептуальных признаков. При выборе метода когнитивной лингвистики и проведении исследования стоит учитывать, что концепт содержит специфические составляющие: понятийную, образную, ценностную.

Понятийная составляющая вербализируется через прямую номинацию и понятийные признаки. Образная составляющая актуализируется в речи с помощью конвенциональных и образных метафор, то есть метафорической номинации. Ценностная составляющая неразрывно соединена с понятийным и образным компонентами.

Готовые работы на аналогичную тему

Приоритетными среди методов когнитивной лингвистики в современной научной литературе также считаются:

  • метод фреймового моделирования (М. Минский, Ч. Филлмор, С.А. Жаботинская);
  • метод исследования концептуальной метафоры (Дж. Лакофф, М. Джонсон).

М. Минский считает, что фрейм представляет собой структуру данных для когнитивного показа стереотипных ситуаций в рамках общего контекста знаний о мире, то есть минимально структурированную необходимую информацию, которая однозначно определяет данный класс предметов. По мнению А. А. Селивановой, фрейм применяется в когнитивной науке для фиксации вербально-невербальной информации в виде структуры информационных данных, в которой отражены приобретенные эмпирическим путем знания о типичной ситуации.

М. Минский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. М. Минский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Фрейм изображают в виде структуры узлов и отношений. Фрейм-структура концентрирует информацию в узлах (слотах) и реляционных дугах, соединяющих эти узлы. Фрейм можно понимать как целостный набор предложений.

Согласно С.А. Жаботинской, существует 17 предложений, или же пропозициональных схем, которые относятся к пяти базовым фреймам (предметный, акциональный, посесивний, идентификационный и компаративный). Построение фреймовой структуры позволяет компактно схематизировать и показать, как знания и опыт ассоциируются с рассматриваемым концептом, а также раскрыть когнитивное содержание концепта.

Наиболее четко концептуальная теория метафоры сформулирована у Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Как показали исследования лингвистов, метафора является важным средством представления и осмысления действительности.

В когнитивной лингвистике метафора трактуется как перенос когнитивной структуры, связанной с определенным языковым воплощением, с одной области, к которой она принадлежит, на другую. При этом одна концептуальная сфера проецируется на другую, происходит определенная экспансия концептов области.

В лингвистической литературе также применяются термины концептуальный коррелят (source domain) и концептуальный референт (target domain).

Структурирование одного концепта в терминах другого в пределах когнитивной лингвистики рассматривается как процесс метафоризации. Таким образом, концепт, представляющийся с помощью метафор, определяется как концептуальный референт, или область цели (target domain), а концепт, применяющийся для сравнения, является концептуальным коррелятом, или областью-источником (source domain).

Концептуальный референт и коррелят являются составными конвенциональных и образных метафор. И как следствие, указанные метафоры входят в образную составляющую концепта, то есть вербализуют его.

Разнообразие методов когнитивной лингвистики при проведении комплексного концептуального анализа

Рассматривая методику комплексного когнитивного исследования необходимо обратить внимание на поэтапное рассмотрение концептов и применение соответствующих вспомогательных методов:

  • первый этап – анализ лексических значений имени концепта, то есть лексемы репрезентанта концепта с помощью анализа словарных дефиниций и определения ядерного и периферийных значений лексемы;
  • второй этап – с помощью дефинитивного и компонентного анализа, а также когнитивной интерпретации значений следует выяснить концептуальные признаки, составляющие содержание концепта;
  • третий этап - на этом этапе происходит выявление синонимического ряда лексемы репрезентанта концепта. Анализ синонимов также дополняет перечень понятийных признаков исследуемого концепта;
  • четвертый этап – анализ внутренней формы слова, представляющего концепт;
  • пятый этап – средства актуализации концепта устанавливаются на основании контекстуального анализа. На этом же этапе происходит построение номинативного поля концепта;
  • шестой этап – с помощью метода когнитивно-дискурсивной интерпретации происходит установление концептуальных признаков, выделенных в дискурсивных контекстах;
  • седьмой этап – построение фреймовой модели исследуемого концепта;
  • восьмой этап – определение и классификация концептуальных коррелятов конвенциональных и образных метафор, составляющих образное содержание концепта;
  • девятый этап – перечень и группировка всех установленных признаков.

Таким образом, в рамках когнитивной лингвистики в качестве методов выступают:

  1. дефинитивный и компонентный анализ для установления базовых значений имени концепта и его синонимов, для выделения дифференциальных сем, а также для выявления понятийных признаков исследуемого концепта;
  2. этимологический анализ – для установления внутренней формы имени концепта;
  3. контекстуальный анализ – для выявления средств вербализации концепта в контекстуальных фрагментах определенного дискурса;
  4. структурный анализ – для структурно семантической классификации средств вербализации;
  5. метод когнитивно-дискурсивной интерпретации – для выделения дискурсивных контекстов концепта, установления признаков;
  6. метод фреймового моделирования для построения фреймовой модели концепта, то есть для его структурирования;
  7. инструментарий теории когнитивной метафоры – для выявления образно ценностного компонента концепта;
  8. количественный и компаративный анализ.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис