Фонетика (от греческого fonetikos – «звук, звучание») – это одно из направлений лингвистики (наряду с лексикологией, стилистикой, грамматикой), которое изучает способы воспроизведения, передачи и получения звуков, а также звуковое строение английского языка: звуки, слоговую структуру, ударение и интонацию.
Последние четыре категории формируют произношение и фонетическую систему английского языка. Соответственно, знание данной системы и овладение произношением требуют изучения каждого компонента системы.
Начнем с рассмотрения первого компонента системы – звуков. Звуки составляют морфемы и слова, и в то же время звуки являются реализацией сегментных фонем. Под фонемой понимается наименьшая единица, способная отличить одно слово от другого.
Вышеуказанный компонент следует рассматривать с позиции четырех следующих направлений:
Все эти четыре аспекта неразделимы в процессе коммуникации. Они могут быть разделены в случае проведения их лингвистического анализа в качестве отдельного объекта исследования. Это, в свою очередь, определяет неизбежность деления фонетики как науки на отдельные отрасли. Каждая из отраслей имеет свою терминологию и методы исследования.
Фонетисты обычно различают две группы методов:
Важной областью исследования фонетики является слог. Существует несколько подходов к изучению данного феномена, но до сих пор ни один фонетист не дал четкого определения, что такое слог. Условно выделяются две позиции:
Можно выделить четыре основных признака слога:
Слоговая структура любого языка может быть рассмотрена с двух аспектов: а) образования слогов; б) деления слогов. Образование слога в английском языке зачастую основывается на фонологической оппозиции «гласный против согласного». Гласные являются слогообразующими, согласные не являются таковыми, кроме [l, m, n]. Существуют различные классификации типов слогов. В.А.Васильев основывает свою классификацию на типе фонемы, на которую оканчивается слог, и выделяет два типа слогов:
М.А. Соколова, М.Д. Аракин и ряд других лингвистов выделяют четыре типа слога:
Следует отметить, что в английском языке закрытый тип слога является основным, а количество слогов в слоге может варьироваться от одного до восьми. Подсчитать количество слогов в слове можно путем определения количества гласных звуков, но сложнее определить границу слога. Иногда начало слога отмечено ударением – create [krɪ'eɪt], иногда переход от гласного к гласному указывает на разделение слогов (seeing ['si:ɪŋ]. Однако возникают случаи, когда границу определить практически невозможно – extra ['ek-strə] - ['eks-trə]. Тем не менее, можно определить правила деления слогов следующим образом:
Интервокалный согласный обычно относится к следующему слогу в случае, если ему предшествует долгий гласный или дифтонг – music ['mju:-zɪk]. Если ударный гласный, за которым следует согласный, короткий то существуют две точки зрения относительно границы слога:
Если два гласных отделены друг от друга согласными, то границу деления определяет наличие или отсутствие кластера в начале слова. При его наличии граница деления находится перед кластером – agree [ə'-ɡri:], при его отсутствии деление будет между согласными – admit [əd'-mɪt].
Последовательность слогов, составляющих слово, произносится по-разному. Всегда есть слог, который выделяется больше других. Такой слог называется ударным. Соответственно, ударение – это выделяемость слога в сравнении с другими слогами. Слоги в слове можно характеризовать разной степенью ударения. В действительности, в слове столько степеней ударения, сколько и слогов.
В английской фонетике выделяют три степени ударения:
В транскрипции первичное ударение обозначается значком в виде поднятого короткого вертикального штриха, вторичное ударение – в виде опущенного вертикального штриха: examination [ɪg 'zæmɪ'neɪʃ(ə)n].
Интонация – это фонетический феномен, который используется в акустическом и слуховом аспектах языка. Эти аспекты объединяются на уровне восприятия. Интонацией можно назвать сложное единство таких признаков речи, как: мелодика (высота голоса); ударение предложения; временные характеристики (длительность, темп, паузы); ритм; тембр (качество голоса).
Если рассматривать компоненты интонации на акустическом уровне, то отметим, что каждый из них имеет свой акустический коррелят и может быть объективно измерен. Высота тона коррелирует с частотой колебаний голосовых связок, громкость - с интенсивностью, темп - с временем (длительностью), в течение которого длится единица речи. Обычно высота тона описывается как система тонов (спад, подъем, спад-рост и т.д.). Громкость описывается как нормальная, повышенная или низкая. Темп включает в себя скорость речи и паузы. Темп речи может быть нормальным, медленным и быстрым.
Все компоненты интонации тесно взаимосвязаны в процессах производства речи и ее восприятия.