Понятие внешней торговли
Любое торговое предприятие взаимодействует с потребительским рынком. Оно собирает информацию о состоянии рынка, возможностях и потребностях покупателей, наличии конкурентов, о ценах и условиях продаж. Далее предприятие поставляет на рынок товары и информацию с характеристикой этих товаров. Формируется замкнутая система «торговое предприятие – рынок».
В зависимости от места нахождения составляющих рынка деятельность торгового предприятия можно разделить на две группы:
- Внутренняя торговля – это система торговых отношений предприятия с рыночными партнерами, находящимися внутри страны.
- Внешняя торговля – это система торговых отношений предприятия с рыночными партнерами, находящимися за пределами страны.
Внешнеторговая деятельность предприятия всегда контролируется государством с целью соблюдения экономической, социальной, экологической безопасности. Она регулируется не только законодательством своего государства, но и нормативными актами других государств и межгосударственными соглашениями.
Причины возникновения внешней торговли предприятия
Почему же возникает явление внешней торговли? Как и сама торговля – это закономерный процесс. Торговля вообще возникла еще в древние времена. Она была призвана удовлетворить спрос на те товары и услуги, которых не было в данной местности или их себестоимость превышала стоимость привозимого товара.
Благодаря внешней торговле предприятие может удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, которых нет в стране или закупить товары за рубежом по более низким ценам, чем у себя на родине. Также оно может продать свою продукцию за границей дороже, чем в своей стране.
Факторы, регулирующие внешнюю торговую деятельность предприятия
Существует множество факторов, оказывающих влияние на внешнюю торговлю предприятия. В первую очередь, как уже упоминалось выше, это законодательство.
Фактором, который регулирует внешнюю торговую деятельность предприятия является соотношение между ценой и затратами. Как правило, предприятие экспортирует те товары, производство которых дает ему абсолютное преимущество на рынке из-за низких затрат.
Затраты также зависят от наличия конкуренции и не всегда могут оправдать себя на внешнем рынке. Поэтому предприятия должны владеть информацией о состоянии рынка и тенденциях изменений этого состояния.
На преимущества влияет и состояние заработной платы в стране (влияет на себестоимость продукции и покупательную способность потребителя). Кроме того важным фактором является появление предпринимательской инициативы, репутация предприятий как торговых партнеров.
Влияние политики на внешнюю торговлю предприятия
Успешная внешняя торговая деятельность предприятия зависит от политики двух стран. Государство может вмешиваться в сферу международной торговли посредством введения таможенных квот, налоговой политики, снижением цен на собственные товары, налогами на охрану окружающей среды. Административные меры в виде ограничения допуска иностранных товаров на внутренние рынки страны.
Роль валютной политики
Государство, изменяя валютную политику, регулирует деятельность предприятий на международных рынках. В свою очередь валютный рынок реагирует на социальные изменения в обществе, отношение народа к правительству, социальные протесты в стране.
Соотношение валют двух стран или состояние национальной валюты по отношению к ведущим мировым валютам также отражается на внешней торговле. К примеру, девальвация национальной валюты делает экспорт дешевле, а импорт дороже. Поэтому очень важно для предприятия следить за стабильностью национальной валюты, за валютным курсом страны-партнера. Необходимо четко обусловить ответственность каждого из партнеров за риск, связанный с возможными изменениями валютных курсов.
Предприятие, осуществляющее внешнеторговую деятельность, должно учитывать, что в условиях рыночной экономики не устанавливаются твердые цены на продукцию, что страны могут проводить разную финансовую политику, что в странах может быть разный уровень инфляции. Именно в этом состоит предпринимательский талант и способности руководства предприятия.