Организация внешнеэкономической деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Для удовлетворения потребностей предприятий различных форм
собственности в соответствующих специалистах в вузах РФ изучаются
дисциплины, посвященные торгово-экономической деятельности с зарубежными контрагентами.
Учебное пособие «Основы внешнеэкономической деятельности»
полностью соответствует государственному образовательному стандарту
ВПО по различным направлениям и специальностям. Оно предназначено
для обучения студентов, переподготовки руководителей и специалистов
различных отраслей экономики и может быть использовано для самостоятельного повышения уровня внешнеторговых знаний. Пособие позволит
специалистам внешнеэкономических служб квалифицированно и успешно
подготовиться к торговым операциям на внешнем рынке, а студентам –
сдать зачёты и экзамены по соответствующему курсу.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Классификация
внешнеторговых операций
Формы и методы внешнеторговых операций отличаются большим разнообразием. Для его представления целесообразно рассматривать эти операции под разными углами зрения. Дело в том, что одна и та же внешнеторговая
операция может быть рассмотрена по одной классификации как экспортная
операция, по другой – как торговля машинами и оборудованием (как в готовом, так и в разобранном виде), по третьей – как продажа через посредника, а
по четвёртой – в форме финансового лизинга или «продакшн шеринг».
Для этого необходимо системно взглянуть на внешнеторговую операцию, имея в виду прежде всего практическую реализацию тех целей и задач,
которые ставит перед собой экспортёр. Весь комплекс внешнеторговых операций может быть сгруппирован по пяти критериям классификации (рис. 1.1):
– направление торговли;
– виды товаров и услуг;
– степень готовности товаров;
– применяемые методы торговли;
– организационные формы торговли.
4
На рис.1.2 представлены международные операции, сгруппированные по пяти критериям классификации.
Направление
торговли
Виды товаров
и услуг
Критерии
классификации
Степень
готовности товара
Формы
торговли
Методы
торговли
Рис. 1.1. Основные критерии классификации
международных операций
Направление
торговли: экспорт, импорт,
реэкспорт, реимпорт
Формы торговли: бартерные
операции,
встречные
закупки
Классификация
внешнеторговых
операций по основным критериям торговли
Методы торговли: прямой
метод, косвенные методы,
торговые фирмы и дома,
агентские соглашения, брокерские операции, международные торговые биржи, международные аукционы, международные торги, финансовый лизинг
Степень готовности товара: готовая продукция,
разрозненное оборудование, комплектное оборудование
Виды товаров и
услуг: машинотехническая
продукция,
сырьевые товары, продовольственные товары, потребительские товары,
услуги
Рис. 1.2. Классификация международных операций по критериям торговли
По критерию «направления торговли» все международные операции
могут быть объединены в четыре основные группы:
– экспортные операции;
– импортные операции;
– реэкспортные операции;
– реимпортные операции.
В результате экономических реформ в России сильно изменились организация и исполнение каждой из вышеназванных четырёх операций, особенно наиболее распространённых – экспортно-импортных операций.
5
Экспортирование или импортирование товаров обычно является
первой внешнеэкономической операцией, с которой сталкивается фирма,
ставшая участником международного бизнеса. Это объясняется тем, что на
начальной стадии вовлечения в международный бизнес эти операции
предполагают относительную простоту исполнения, минимальные обязательства и связаны с наименьшим риском для фирмы.
Обычно экспортно-импортные операции не прекращаются и тогда,
когда фирма переходит к другим внешнеторговым сделкам. В этом случае
экспортно-импортные операции ищут новые рынки либо осуществляются
в комплексе с другими внешнеторговыми операциями.
Специфика российского экспорта состоит в том, что преобладающими его статьями по-прежнему остаются нефть, нефтепродукты, природный
газ. Другими значительными статьями российского экспорта являются
прокат чёрных металлов, цветные металлы и их сплавы, целлюлоза, пиломатериалы. Экспорт же машин и оборудования не превышает 1 %.
Традиционными статьями импорта являются продовольственные, потребительские и промышленные товары, а также сырьё и полуфабрикаты
для производства товаров широкого потребления.
По видам товаров и услуг внешнеторговые операции могут быть
подразделены на следующие группы:
– машинотехническая продукция;
– сырьевые товары;
– продовольственные товары;
– потребительские товары;
– научно-техническая продукция (лицензии, ноу-хау, торговые знаки);
– услуги, в том числе инжиниринг, консалтинг;
– туризм.
В последнее время российские предприятия всё больше ориентируются
на создание смешанных инжиниринговых фирм с целью промышленного освоения и внедрения результатов научных исследований российской стороны и
экспериментальной базы западных компаний. Это особенно важно для российских КБ и НИИ, налаживающих производство товаров на внутренний и
внешний рынок на основе собственных технических достижений, изобретений
и открытий, а также для успешной конверсии оборонных производств.
Вторым критерием классификации внешнеторговых операций является степень готовности товара. В зависимости от того, как будет задекларирован товар при прохождении таможенной границы, к нему будут
применены разные таможенные тарифы.
Обычно различают три степени готовности товара:
– готовая продукция;
– разрозненное оборудование в виде узлов, деталей, запчастей для
последующей сборки;
6
– комплектное оборудование: набор оборудования, который обеспечивает единый технологический процесс.
Под готовой продукцией понимается продукция, которая, после того как
её приобрели, готова к использованию по своему назначению. Такая продукция чаще всего относится к машинотехнической. Часты случаи, когда при
покупке готовой продукции требуется дополнительное вложение средств, связанное с доводкой товара до его полной готовности к использованию. Почти
все виды машин, оборудования и транспортных средств после их поставки покупателю и до пуска в эксплуатацию требуют выполнения определённых работ, которые объединены под названием «предпродажный сервис».
В общем плане предпродажный сервис включает в себя следующие
виды работ: распаковку и расконсервацию; заправку топливом, маслом;
проверку заводской наладки и регулировки; обкатку и т.д.
Эти работы всегда выполняются за счёт продавца, независимо от того, кем они конкретно осуществляются: продавцом, покупателем или посредником. Только после выполнения этих работ продукция считается готовой к использованию.
Огромное значение при закупке готовой продукции имеют гарантийный ремонт, запуск оборудования (особенно если речь идёт о новом
технологическом достижении), обучение местного персонала, командирование специалистов на новое место эксплуатации.
Специфика контракта по закупке готовой продукции состоит в следующем:
– импортёру следует предусмотреть работы по предпродажному сервису, гарантийному (а по возможности, и послегарантийному) обслуживанию, командированию специалистов и обучению местного персонала.
В противном случае покупка этих услуг за счёт дополнительных средств
впоследствии может сильно повлиять на стоимость контракта;
– торговля готовой продукцией осуществляется как напрямую, т. е.
путём подписания контракта купли-продажи непосредственно между производителем и потребителем, так и через посредника;
– в связи с отставанием технического уровня многих видов отечественной продукции от требований мирового рынка следует больше привлекать иностранных инвесторов для участия в производстве, доводке и сбыте
российской готовой продукции;
– одним из возможных путей повышения конкурентоспособности
отечественной готовой продукции является её доработка в свободных экономических зонах;
– следует использовать такую форму товарообменной операции, как
выкуп устаревшей (бывшей в употреблении) продукции.
К категории «готовая продукция» относится продукция, бывшая в
употреблении (second hand).
7
В практике международной торговли продажа подержанных машин
и оборудования имеет довольно широкое распространение. Привлекает эта
операция тем, что подержанные машины и оборудование продаются ещё в
достаточно хорошем эксплуатационном состоянии, а цена их от новой
стоимости может составлять всего лишь 25–40 % (в зависимости от степени износа).
В номенклатуру торговли продукцией, бывшей в употреблении, входят также автомобили, суда, самолёты, некоторые виды стационарного
оборудования.
На развитие операций «second hand» влияют два фактора: стремление предпринимателя к замене своего оборудования раньше, чем наступит
его моральный износ; интенсивное развитие в последнее время такой формы внешней торговли, как «выкуп устаревшей продукции».
Под разрозненным оборудованием понимают отдельные узлы, детали, запчасти в несобранном (разрозненном) виде, которые сами являются
объектом купли-продажи. В настоящее время торговля такой продукцией
получила широкое распространение во всех странах, особенно при реализации машинотехнических изделий, продукции автомобильной и электротехнической промышленности, сельскохозяйственного оборудования и т. д.
Организация продажи и поставок разрозненного оборудования предполагает создание производственных баз и складских помещений за рубежом по сборке, доработке, наладке и пуску оборудования. Фирмы обычно
идут на это по следующим причинам:
1. Это является единственным способом проникновения на рынок
конкретной страны, в том числе и развивающейся.
2. Ввоз продукции в разобранном виде обычно осуществляется по
пониженным таможенным тарифам.
3. Поставка узлов и деталей в разрозненном виде для последующей
сборки является единственной возможностью расширения экспорта.
4. Часто сборка в слаборазвитых странах, где живой труд дешевле, позволяет снизить стоимость производства продукции и, следовательно, влияет
на повышение конкурентоспособности готовой продукции на внешнем рынке.
5. Создание производственных баз и складских помещений на территории развивающихся стран также соответствует интересам последних. В
этом случае собственником предприятия (или склада) является национальный предприниматель, который будет стремиться к тому, чтобы сократить
количество узлов и деталей, импортируемых из страны-контрагента. Он
будет постепенно налаживать их производство из собственных материалов
и с помощью собственной рабочей силы, которая к тому времени получит
достаточную квалификацию.
Например, при сборке автомобиля собственные изделия в некоторых
развивающихся странах достигают 40 % от общего объёма. Однако эти 40 %
8
охватывают, как правило, наиболее простые изделия. Дальнейшее же расширение номенклатуры касается уже сложных узлов и деталей, и в результате развивающиеся страны не могут полностью уйти от зависимости производственной базы контрагента в развитой стране.
6. В некоторых случаях конструкция экспортируемой продукции такова, что её транспортировка на рынки сбыта в разобранном виде оказывается дешевле, чем в собранном. Стоимость транспортировки машинотехнических изделий в разобранном виде на 20–25 % дешевле, чем транспортировка готовых изделий.
Контракты на поставку разрозненного оборудования имеют свою
специфику, которая сводится к следующему:
– контракт на поставку узлов и деталей для последующей сборки,
как правило, подписывается после подписания соглашения о создании
сборочного предприятия;
– поскольку к организации и управлению складских хозяйств предъявляются повышенные требования (требование высокого качества и взаимозаменяемости деталей и узлов, требование пополнения склада «точно в
срок» и др.), постольку в контрактах на поставку узлов и деталей для последующей сборки обычно записывают повышенные штрафные санкции за
нарушения условий контракта;
– часто контракт на поставку запчастей является сопутствующим
контрактом при подписании основного контракта по закупке машин и оборудования;
– при расчёте стоимости контракта на поставку разрозненного оборудования включаются накладные расходы, связанные с арендой склада,
стоимостью страховки товара, находящегося на складе, затрат на электроэнергию, поддержание определённого теплового режима, расходы по организации транспортной сети и т. д.;
– контракт с генеральным агентом заключается, как правило, на условиях консигнации;
– контракт на поставку деталей подписывается обычно долгосрочный, а цены на запчасти имеют тенденцию к более ускоренному росту, чем
цены на машины и оборудование. Поэтому в контракт необходимо записать условие по регулярному пересмотру цен;
– иногда необходимо устанавливать зависимость производства запчастей от среднего срока жизни машин и оборудования. Дело в том, что
многие поставщики снимают с производства детали, если спрос на готовую продукцию на рынке прекращается;
– спрос на поставку запчастей колеблется также в зависимости от
других факторов, таких как климатические, сезонные, технические, экономические и др., в контрактах желательно учесть и эти колебания.
9
Практика международной торговли машинотехническими изделиями
показывает, что своевременное обеспечение покупателей запасными частями невозможно без надлежащей организации складского хозяйства.
Общая схема организации складского хозяйства для запасных частей
такова. В стране поставщика организуется центральный склад разрозненного оборудования или запасных частей. В зарубежных странах организуются региональные склады или один региональный склад на несколько
стран в месте расположения генерального агента и небольшие склады в
месте нахождения субагентов и дилеров. Последние пополняются с регионального склада, а региональный – с центрального.
Основная трудность организации складского хозяйства состоит в
том, чтобы правильно подобрать номенклатуру запчастей, подлежащих
складированию. Если на складе будет держаться широкая номенклатура
запчастей, достаточная для удовлетворения не только текущих, но и случайных потребностей, то, в сущности, будут созданы избыточные запасы.
Содержание же запчастей в течение одного года на складе оценивается от
20 до 40 % их стоимости. Поэтому важно определить оптимальную их номенклатуру и количество запчастей для складирования. Последнее рассчитывается на основе анализа спроса в течение как минимум двух последних лет эксплуатации данного типа машин. Для характеристики
работы складов применяются различные коэффициенты оборачиваемости склада.
Запасные части генеральному агенту поставляются на условиях консигнации.
Для России в настоящее время ввозить разрозненное оборудование
выгодно посредством применения следующих таможенных режимов:
«таможенный склад», «свободный склад», «переработка на таможенной
территории». Учреждать таможенный склад имеют право различные
юридические и физические лица, получившие на это лицензию от таможенных органов. Товары, ввезенные на территорию свободной таможенной зоны, могут быть там переработаны, с ними разрешается беспошлинно
совершать различные коммерческие сделки, за исключением их розничной
продажи.
При ввозе разрозненного оборудования по режиму «переработка на
таможенной территории» необходимо получить лицензию таможенного
органа. В лицензии указывается срок переработки (он не должен превышать двух лет) и количество готового продукта, которое должно быть вывезено после переработки.
Под комплектным оборудованием понимается набор оборудования,
обеспечивающий единый технологический процесс. В настоящее время
поставка комплектного оборудования тесно связана с деятельностью инжиниринговых фирм.
10
Инжиниринговая фирма обычно осуществляет:
– подбор оборудовании для обеспечения технологического процесса;
– подбор субпоставщиков для поставки по отдельным видам оборудования;
– координацию сроков поставки;
– монтаж, пуск в эксплуатацию и доведение мощностей производства до уровня нормальной эксплуатации;
К особенностям контракта на поставку комплектного оборудования
следует отнести:
– расчёты на основе авансовых платежей – поскольку контракты на
поставку комплектного оборудования обычно заключаются на значительные суммы, постольку поставщик обычно настаивает на авансовых платежах. Последние часто должны покрывать расходы по составлению проектной документации и размещению заказов у субпоставщиков;
– кредитование контрактов – заказчик, в свою очередь, просит предоставить ему долгосрочный кредит на покупку комплектного оборудования.
Из-за больших сумм требуемых кредитов участие в реализации данных
контрактов принимают крупные банки (обычно со стороны поставщика),
часто под кредиты даются государственные гарантии;
– окончательная приёмка оборудования – осуществляется в стране
заказчика или приглашаются специалисты независимых организаций.
В связи с протекционистской внешней политикой многих стран торговля разрозненным или комплектным оборудованием иногда является
чуть ли не единственным средством проникновения на рынки сбыта. Зачастую также торговля комплектным оборудованием является единственно
приемлемой формой внешнеторговых поставок в случаях, например, поставок лифтового оборудования для обслуживания муниципального и городского хозяйства города.
Организационные формы торговли предполагают многообразие условий и возможностей проведения международных сделок, в зависимости
от целевой установки внешнеэкономической политики и требований внешней среды. Среди них можно выделить:
– бартерные операции;
– встречные закупки;
– компенсационные сделки;
– операции на давальческом сырье;
– выкуп устаревшей продукции;
– промышленное сотрудничество, в том числе производственная и
отраслевая кооперация, создание смешанных производств и развитие такой
новой формы производственной кооперации, как «продакшншеринг»,
предлагающей совместное освоение природных ресурсов.
11
Под методами торговли понимаются либо прямые договоры, либо посреднические операции, которые также условно делятся на несколько групп:
– прямой договор;
– торговля через посредников дилеров, комиссионеров, брокеров и пр.,
– торговые фирмы и дома;
– биржевые операции;
– аукционы;
– международные торги (тендеры);
– финансовый лизинг.
Открытие экономики для внешнего мира, широкая либерализация
внешнеэкономической деятельности постепенно формируют в России новую модель международного бизнеса. Пока остаётся опасность того, что в
связи с отстаиванием интересов отдельных отраслевых структур может
произойти временное усилие протекционистских мер. Чтобы избежать этого, тем, кто самостоятельно осваивает теорию и практику внешнеторговых
операций, следует больше ориентироваться на «новые» для российской
экономики формы и методы международного бизнеса с учётом постоянно
меняющихся требований и условий внешней среды.
1.2. Таможенные режимы
Понятие и виды таможенных режимов
Таможенный режим – это процедура, определяющая совокупность
требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и
ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости
от целей их перемещения через таможенную границу и использования на
таможенной территории России либо за её пределами.
Сущность таможенных режимов состоит в том, что в них отражены
условия и формальности, которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещённых под соответствующий режим.
С помощью таможенных режимов определяются:
– конкретный порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ в зависимости от их предназначения (цели перемещения);
– условия нахождения и использования товаров на (вне) таможенной
территории РФ;
12
– права и обязанности лица (в том числе участника ВЭД), выбравшего тот или иной таможенный режим;
– в некоторых случаях требования к товарам и правовому статусу
лица, перемещающего их через таможенную границу РФ.
Каждый из предусмотренных ТК РФ таможенных режимов перемещения товаров, а также отдельно взятая специальная таможенная процедура представляют собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления товаров; производством таможенного контроля товаров; особенностями уплаты таможенных пошлин, налогов.
Независимо от вида отдельного таможенного режима в ТК РФ содержатся условия применения таможенных режимов, которые должны соблюдаться во всех случаях выбора любого из существующих режимов.
Таможенным кодексом РФ установлены следующие режимы:
1. Основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит.
2. Экономические таможенные режимы: переработка на таможенной
территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне
таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная
таможенная зона (свободный склад).
3. Завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.
4. Специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные
режимы.
Основные таможенные режимы устанавливаются законодательными
нормами большинства стран мира. Экономические таможенные режимы
призваны способствовать развитию предпринимательской деятельности,
активизации инвестиционного производства. Завершающие таможенные
режимы применяются, как правило, в целях либо приведения сторон в первоначальное состояние, либо устранения возможности пропуска внутрь
страны «нежелательных» товаров. Данная группа режимов призвана завершить таможенный оборот товаров.
Начало действия таможенного режима при ввозе товаров – момент
пересечения таможенной границы РФ. При вывозе товаров таможенный
режим начинает действовать с начала таможенного оформления, с момента
их размещения в зоне таможенного контроля.
Основные таможенные режимы
Выпуск для внутреннего потребления – основной таможенный режим, установленный ТК РФ, при котором ввезённые на таможенную тер13
риторию России товары остаются на этой территории без обязательства об
их вывозе. Товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ после уплаты
таможенных пошлин, налогов и соблюдения ограничений, установленных
в соответствии с законодательством о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности.
При выпуске товаров для свободного обращения налог на добавленную
стоимость (НДС) уплачивается в полном объеме, при выпуске подакцизных
товаров для свободного обращения акциз также уплачивается полностью. Если указанные условия не соблюдены, товары подлежат условному выпуску.
Согласно двухсторонним соглашениям о свободной торговле, заключённым между РФ и большинством государств – бывших республик
Союза ССР, товары, происходящие из этих государств и ввозимые на таможенную территорию РФ, ввозными таможенными пошлинами, как правило, не облагаются, за исключением случаев тарифных изъятий.
Применение таможенного режима выпуска для внутреннего потребления предусматривает несколько вариантов выпуска товаров.
1. Выпуск товаров для свободного обращения при условии уплаты
всех необходимых таможенных пошлин, налогов, а также соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Товары, выпущенные в свободное обращение, для таможенных целей приобретают
статус российских товаров.
2. Условный выпуск товаров:
– освобожденных от уплаты таможенных пошлин, налогов (например, условный выпуск товаров, ввезённых в качестве гуманитарной помощи);
– без предоставления необходимых разрешительных документов,
подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии
с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
– при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных
платежей либо при фактическом непоступлении сумм таможенных пошлин, налогов на счёт таможенного органа. Условно выпущенные товары
продолжают находиться под таможенным контролем и рассматриваются
как иностранные товары.
Экспорт – основной таможенный режим, установленный ТК РФ, при
котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных
таможенных пошлин, соблюдения ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных установленных требований и условий.
14
При экспорте товаров предоставляются освобождение от уплаты,
возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. При вывозе товаров с таможенной территории России в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается.
Такой же порядок налогообложения применяется при помещении товаров
под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в
том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта.
При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за
пределы таможенной территории РФ акциз не уплачивается или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами.
Такой же порядок соблюдается при помещении подакцизных товаров под
таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целяx их (в том числе продуктов их переработки)
последующего вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта за
пределы таможенной территории РФ.
Товары, ввезённые из-за границы и выпущенные в свободное обращение на территории РФ, применительно к таможенному режиму экспорта
рассматриваются как российские товары.
Международный транзит осуществляется свободно по железнодорожным, водным и воздушным путям, наиболее подходящим для международных перевозок. При международном транзите не допускаются различия, основанные на флаге, месте регистрации, месте происхождения судна,
месте захода, месте выхода или пункте назначения, пункте отправления
или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товар,
судно или другие транспортные средства.
Международный таможенный транзит (МТТ) – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на
таможенную территорию России и местом их убытия с этой территории
(если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за
пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин,
налогов, без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При МТТ порядок выдачи таможенным органом соответствующего
разрешения и порядок установления сроков международного таможенного
транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства РФ осуществляются по правилам, предусмотренным ст. 80–86 ТК РФ
в отношении ВТТ и применимым к МТТ.
15
К правам, обязанностям и ответственности перевозчика или экспедитора
при МТТ применяются положения подп. 1 и 2 ст. 88, а также ст. 90, 91 ТК РФ.
Перегрузка транзитных товаров с транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию РФ, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории, допускается с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется данная грузовая операция. Если транзитные товары
могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без
повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка
допускается с предварительного уведомления таможенного органа.
Складирование (хранение, дробление или накопление партий и другие подобные операции) транзитных товаров на таможенной территории
России допускается с соблюдением требований и условий, установленных
ТК РФ.
Завершается таможенный режим МТТ вывозом транзитных товаров с
таможенной территории России. Перевозчик обязан предъявить транзитные товары, представить транзитную декларацию и иные документы на
транзитные товары, используемые для нее МТТ, таможенному органу назначения. Таможенный орган назначения обязан совершить необходимые
таможенные операции для завершения МТТ и выдать разрешение на убытие товаров транспортных средств в день предъявления транзитных товаров и представления документов. При вывозе транзитных товаров отдельными партиями МТТ считается завершённым после убытия последней
партии товаров с таможенной территории РФ.
МТТ может быть также завершён помещением товаров под иные таможенные режимы при соблюдении требований и условий, установленных
ТК РФ.
Экономические таможенные режимы
Таможенные режимы переработки имеют ряд ограничений, которые
должны учитываться при заключении контракта на переработку. Запреты и
ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются в отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенные режимы переработки на
таможенной территории и режим переработки для внутреннего потребления. К вывозимым товарам, помещаемым под таможенный режим переработки вне таможенной территории, такие запреты и ограничения не применяются.
Идентификация товаров в продуктах их переработки – это способы
установления факта, что переработке подвергались именно заявленные то16
вары. Для идентификации ввезённых и (или) вывезенных товаров в продуктах их переработки могут использоваться следующие способы:
– проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезённые товары;
– подробное описание ввезённых (вывозимых) товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
– сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки; предварительно взятых проб
или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки;
– использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезённых товаров, производителя вывозимых товаров;
– документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары;
– сертификаты о происхождении товаров, а также коммерческие документы, относящиеся к произведённым за границей операциям с данными
товарами;
– иные способы идентификации, предполагающие использование современных технологий.
Операции по переработке товаров включают:
– собственно переработку и/или обработку товаров;
– изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или
разборку товаров;
– при таможенных режимах переработки на таможенной территории
и вне таможенной территории ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских
свойств;
– при таможенном режиме переработки на таможенной территории
переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично
потребляются в процессе переработки.
Срок переработки товаров во всех случаях определяется заявителем
(декларантом) по согласованию с таможенным органом и не может превышать 2 года при таможенных режимах переработки на / вне таможенной
территории и одного года при таможенном режиме переработки для внутреннего потребления (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, у которых срок переработки вне таможенной территории
должен составлять не более 6 месяцев).
Переработка на таможенной территории – таможенный режим,
при котором ввезенные товары используются на таможенной территории
России в течение установленного срока (срока переработки товаров) для
17
целей проведения операций по переработке товаров с полным условным
освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определённый
срок.
Переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезённые товары в продуктах переработки. Исключением является случай, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки, эквивалентных ввезенным.
Переработка для внутреннего потребления – таможенный режим,
при котором ввезённые товары используются на таможенной территории России в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным
условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
Переработка для внутреннего потребления допускается:
– если суммы таможенных пошлин, подлежащие уплате в отношении
продуктов переработки, ниже тех, которые подлежали бы уплате на день
помещения ввезённых товаров под таможенный режим переработки для
внутреннего потребления, если бы они были выпущены для свободного
обращения;
– таможенные органы могут идентифицировать ввезённые товары в
продуктах переработки;
– продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Под таможенный режим переработки для внутреннего потребления
могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК РФ.
В отношении продуктов переработки применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения ввезённых для переработки
товаров.
При вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки таможенные пошлины не взимаются, меры экономической политики не применяются.
Завершается таможенный режим переработки для внутреннего
потребления выпуском продуктов переработки для свободного обращения.
Переработка вне таможенной территории – таможенный режим,
при котором товары вывозятся с таможенной территории России для целей
проведения операций по переработке товаров в течение установленного
18
срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных
таможенных пошлин, налогов. Товары вывозятся с таможенной территории РФ с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин.
При вывозе товаров в соответствии с этим таможенным режимом освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не
производятся.
Переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезённые товары в продуктах переработки, за исключением случая, когда продукты переработки были заменены иностранными товарами.
Вывоз товаров для переработки вне таможенной территории допускается при наличии разрешения на переработку товаров вне таможенной территории.
Временный ввоз – экономический таможенный режим, при котором
иностранные товары используются в течение определённого срока (срока
временного ввоза) на таможенной территории России с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть
идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте).
Под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещённые под иные таможенные режимы, при
соблюдении установленных требований и условий.
Под таможенный режим временного ввоза товаров могут быть помещены:
– ввозимые иностранные товары, фактически пересёкшие таможенную границу России;
– ввозимые российские товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта и фактически пересекшие таможенную границу РФ;
– товары, ввезённые на таможенную территорию России и помещённые под таможенные режимы: таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, свободного склада, реэкспорта (товары, предназначенные непосредственно и исключительно для
реэкспорта), а также продукты переработки товаров, помещённых под таможенный режим переработки для внутреннего потребления.
19
Подакцизные товары, подлежащие маркировке, к временному ввозу
не допускаются, за исключением временного ввоза таких товаров в количестве, определяемом Правительством РФ, для демонстрации на международных выставках, ярмарках и других подобных мероприятиях, не предусматривающих реализацию товаров. Товары, ввозимые для представительских и дегустационных целей, должны быть промаркированы акцизными
марками. Маркировка производится согласно Инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, утверждённой приказом ГТК РФ от 28.12.2000 № 1230.
Временно ввезённые товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или
естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезёнными
товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения
их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и
модернизации), техническое обслуживание и другие операции, требующиеся для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания
товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под
таможенный режим временного ввоза.
Распоряжение временно ввезёнными товарами иными способами не
допускается.
Срок временного ввоза товаров составляет 2 года.
Для отдельных видов товаров Правительство РФ может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза. В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются
собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.
He позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом (ст. 213 ТК РФ), товары должны быть
вывезены с таможенной территории РФ либо заявлены к иному таможенному режиму.
Таможенный режим временного ввоза может быть завершён выпуском товаров для свободного обращения.
Таможенный склад – таможенный режим, при котором ввезенные на
таможенную территорию России товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся
под таможенным контролем на условиях, предусмотренных ТК РФ.
20
Под таможенный режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещённых законодательством к
ввозу в Россию и вывозу из РФ, иных товаров, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, перечень которых может определяться Правительством РФ, а также товаров, срок годности которых на день заявления их к таможенному режиму таможенного
склада менее сроков, установленных в соответствии с п. 2 ст. 218 ТК РФ.
Под таможенный режим таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещённые под иные таможенные режимы. В установленных
ТК РФ случаях на таможенный склад могут быть помещены иностранные
товары в целях приостановления действия таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения.
Таможенные склады открытого и закрытого типа могут использоваться для хранения отдельных видов товаров, требующих особых условий
хранения или способных причинить вред другим товарам (специализированные таможенные склады).
Товары могут храниться на таможенном складе в течение 3 лет. Товары, имеющие ограниченные сроки годности и/или реализации, должны
быть заявлены к иному таможенному режиму, чем таможенный режим таможенного склада, и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180
дней до истечения указанного срока. Исключение составляют подвергающиеся быстрой порче товары, в отношении которых ГТК РФ может сократить указанный срок.
В отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, таможенный режим уничтожения может быть заявлен владельцем таможенного
склада. Порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательные
требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и/или открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада, утверждён приказом ГТК РФ от 25.02.2004 № 236.
Свободная таможенная зона (СТЗ) и свободный склад (СК) – таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без
взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Общим для этих таможенных режимов является то, что лица, осуществляющие операции с товарами в СТЗ, и владельцы свободных складов
ведут учёт всех товаров и представляют таможенным органам отчётность
об этих товарах. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах
21
СТЗ свободных складов, должны отражаться в учётных документах. Кроме
того, при наличии достаточных оснований таможенные органы вправе
осуществлять таможенный контроль за товарами, находящимися в СТЗ и
на свободных складах.
При ввозе иностранных и российских товаров в СТЗ или помещении
их на СК налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются.
Когда товары ввозятся с территории свободных таможенных зон и со
свободных складов на остальную часть таможенной территории России,
НДС и акцизы взимаются, если страной происхождения товаров не является РФ.
При ввозе российских товаров, предназначенных на экспорт, на территорию свободных таможенных зон и при помещении их на свободные
склады производится освобождение или возврат НДС и акцизов в порядке,
предусмотренном для экспорта товаров. Фактический экспорт таких товаров должен быть осуществлён не позднее 6 месяцев со дня возврата уплаченных сумм либо освобождения от них. Если фактический экспорт не
осуществлён в указанный срок, НДС и акцизы уплачиваются налоговым
органам в общем порядке по представлению таможенных органов.
Завершающие таможенные режимы
Реимпорт – таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории России, ввозятся на её таможенную территорию в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов
и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Товары, помещённые под таможенный режим реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения. Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается:
– если при вывозе с таможенной территории России товары имели
статус товаров, находящихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории;
– товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение 3 лет
со дня, следующего за днём пересечения такими товарами таможенной
границы, при их вывозе с таможенной территории РФ. По мотивированному запросу заинтересованного лица начальник структурного подразделения таможни от имени ГТК РФ продлевает указанный срок в отношении
оборудования, используемого для строительства, промышленного произ22
водства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях, при
условии соблюдения всех иных положений таможенного режима реимпорта. Одновременно с запросом (подается в произвольной форме заранее, не
позднее 30 дней до декларирования товаров), в котором излагаются обстоятельства вывоза товаров, представляются ТД, документы, подтверждающие день пересечения товарами таможенной границы при их вывозе
с таможенной территории страны, сведения об операциях по ремонту товаров; если такие операции проводились с товарами за пределами таможенной территории РФ, сертификаты безопасности (соответствия), если
реимпортируемые товары подлежат обязательной сертификации;
– товары находятся в том же состоянии, в каком были вывезены с
таможенной территории России, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
– уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий
и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.
Использование товаров за пределами таможенной территории России в целях извлечения прибыли, а также совершение с ними операций,
необходимых для обеспечения их сохранности, включая операции по ремонту (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническому обслуживанию и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств и поддержания товаров в состоянии, в котором они
находились на день их вывоза с таможенной территории РФ, не препятствуют помещению товаров под таможенный режим реимпорта. Исключение
составляют случаи, когда операции по ремонту привели к увеличению
стоимости товаров по сравнению с их стоимостью на день вывоза.
Под таможенный режим реимпорта могут помещаться товары, ранее
помещённые под иные таможенные режимы.
При реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет суммы:
– ввозных таможенных пошлин, налогов и/или проценты с них, если
их суммы не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров
с таможенной территории РФ;
– внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо
полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ.
Реэкспорт – таможенный режим, при котором товары, ранее ввезённые на таможенную территорию России, вывозятся с этой территории без
уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин,
налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономиче23
ского характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о
государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары, в том числе ввезённые на таможенную территорию РФ с нарушением
установленных законодательством о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности запретов на ввоз. Товары, выпущенные для
свободного обращения, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта с соблюдением условий, предусмотренных ст. 242 ТК РФ.
При реэкспорте товаров освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется, или уплаченные суммы возвращаются, если такие освобождение или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ.
При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при реэкспорте товаров производится в соответствии со ст. 356 ТК РФ.
Уничтожение – таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных
пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Не допускается уничтожение следующих категорий товаров: 1) культурных ценностей; 2) видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, за исключением случаев, когда
требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотии; 3)
товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, до
прекращения отношений залога; 4) которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством; 5) иных товаров, перечень
которых может устанавливаться Правительством РФ.
Уничтожение товаров не допускается:
– если может причинить существенный вред окружающей среде или
представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни
и здоровья людей;
– производится путём потребления товаров в соответствии с их
обычным предназначением;
– может повлечь расходы для государственных органов РФ.
Срок уничтожения товаров устанавливается таможенным органом на
основании заявления декларанта исходя из времени, разумно необходимо24
го для проведения операции по уничтожению данного вида товаров заявленным способом, и времени, необходимого для транспортировки товаров
из их местонахождения в место уничтожения.
Место уничтожения товаров определяется декларантом с учётом
требований законодательства об охране окружающей среды.
Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении
товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Отказ в пользу государства – таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты
таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов
и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов РФ каких-либо расходов, которые не могут быть
возмещены за счёт средств, вырученных от реализации товаров.
Товары, помещённые под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК
РФ. С момента передачи таможенным органам товаров, от которых лицо
отказалось в пользу государства, такие товары имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории России.
Ответственность за правомерность распоряжения товарами путём их
помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несёт декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных
претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Специальные таможенные режимы
Временный вывоз – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, могут временно использоваться за пределами ее таможенной территории с
полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат
или возмещение внутренних налогов не производятся. Временный вывоз
допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть
идентифицированы таможенным органом при их обратном ввозе (реим25
порте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными
договорами РФ допускается замена временно ввезённых товаров товарами
того же типа. Дипломатическая защита в отношении временно вывезенных
из России культурных ценностей осуществляется представительствами РФ
за границей в стране пребывания.
Срок временного вывоза устанавливается таможенным органом по
заявлению декларанта исходя из цели и обстоятельств вывоза. По мотивированному запросу такого лица заявленный срок временного вывоза продлевается с учетом положений ТК РФ. Для отдельных видов товаров, обратный ввоз которых при временном вывозе является обязательным в соответствии с законодательством, Правительство РФ вправе устанавливать
предельные сроки временного вывоза.
При временном вывозе товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин.
Если временно вывезенные товары не возвращаются, уплачиваются
вывозные таможенные пошлины, исчисленные исходя из таможенной
стоимости товаров и/или их количества при их вывозе, а также ставок таможенных пошлин, действующих на день заявления товаров к таможенному режиму временного вывоза. С указанных сумм уплачиваются проценты
по ставкам рефинансирования ЦБ РФ, как если бы в отношении этих сумм
была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенный
режим временного вывоза. При заявлении таможенного режима экспорта в
отношении природного газа, временно вывезенного трубопроводным
транспортом в целях его помещения в подземные хранилища газа, расположенные за пределами таможенной территории России, проценты с сумм
вывозных таможенных пошлин не взимаются.
Временно вывезенные товары подлежат обратному ввозу на таможенную территорию РФ не позднее дня истечения срока временного
вывоза либо должны быть заявлены к иному таможенному режиму.
Ответственность за уплату таможенных пошлин несёт лицо, поместившее товары под таможенный режим временного вывоза.
Беспошлинная торговля – таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезённые на таможенную территорию России, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за
пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также
без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности.
Продажа таких товаров в магазинах беспошлинной торговли осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории РФ в
пунктах пропуска через Государственную границу РФ.
26
При помещении российских товаров под таможенный режим беспошлинной торговли предоставляется освобождение от уплаты, возврат или
возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о
налогах и сборах.
Если под таможенный режим беспошлинной торговли помещаются
иностранные товары, то ранее уплаченные суммы ввозных таможенных
пошлин, налогов возвращаются, если такой возврат предусмотрен при
фактическом вывозе товаров с таможенной территории России.
Магазины беспошлинной торговли осуществляют розничную продажу товаров, помещённых под таможенный режим магазина беспошлинной
торговли, исключительно физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, только за наличный расчёт или по кредитным
карточкам.
Под таможенный режим беспошлинной торговли могут помещаться
любые товары, за исключением запрещённых к ввозу и вывозу из России,
запрещённых к обороту на территории РФ, а также иных товаров, перечень
которых определяется Правительством РФ.
Не помещаются под таможенный режим беспошлинной торговли
следующие товары:
1) подлежащие контролю других государственных органов, при отсутствии разрешения этих органов (помещаемая под таможенный режим
беспошлинной торговли продукция растительного и животного происхождения, ввезённая в Россию, подлежит фитосанитарному и ветеринарному
контролю, если такой контроль не производился при ввозе товаров в РФ).
Представление сертификатов соответствия при таможенном оформлении
товаров, помещаемых под таможенный режим беспошлинной торговли, не
требуется;
2) не предназначенные для личного пользования или потребления
физическими лицами;
3) тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары
(при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);
4) предназначенные для реализации в первичных упаковках, предназначенных для розничной продажи, если такие товары не упакованы указанным образом до их помещения под таможенный режим беспошлинной
торговли (товары, требующие расфасовки, упаковки или взвешивания);
5) российские товары, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения, не носящие
экономического характера, в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением:
– изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных
беспозвоночных (включая икру), упакованных для розничной продажи и
готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;
27
– икры осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг,
специально маркированной в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой
исчезновения;
– лекарственных препаратов (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики), применяемых в медицинских целях и зарегистрированных в РФ, в упаковках для розничной продажи, если они могут продаваться без рецепта (назначения) врача;
– сувениров или изделий народного промысла из бумажной массы,
деревянных и/или металлических;
– ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и
драгоценных камней, а также янтаря, за исключением уникальных янтарных образований. При помещении под таможенный режим беспошлинной
торговли изделий из драгоценных металлов заключением таможенных органов об уплате таможенных платежей считается копия первого листа
ГТД, заверенная печатью таможенного органа, а также подписью и личной
номерной печатью его должностного лица (см. распоряжение ГТК РФ от
19.06.2001 № 644-р).
При ввозе на таможенную территорию России и помещении под режим магазина беспошлинной торговли подакцизных, подлежащих маркировке, немаркированных товаров маркировка их акцизными марками не
производится. Такие товары маркируются специальными этикетками, подтверждающими их реализацию в магазине беспошлинной торговли.
Перемещение припасов – таможенный режим, при котором товары,
предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских
(речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов
и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При вывозе товаров, помещённых под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся, если иное не установлено российским законодательством о налогах и сборах.
Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров:
– необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поез-
28
дов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горючесмазочных материалов);
– предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами
и работниками поездных бригад в поездах независимо от того, продаются
эти припасы или нет;
– предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей
морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления таких
припасов на борту этих судов.
Под таможенный режим перемещения припасов не допускается помещение запасных частей и оборудования, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских
(речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
При ввозе на таможенную территорию России припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются ввозные
таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются на
борту этих судов во время их нахождения на российской таможенной территории.
Рассмотренные таможенные режимы позволяют определить требования и условия, касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности, и статус перемещаемых товаров для таможенного
оформления, что позволяет оценить оптимальность выбора и влияние на
экономическую эффективность сделок с зарубежными партнерами.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите критерии классификации ВТО.
2. Какие из ВТО совпадают с таможенными режимами?
3. Как классифицируются ВТО по степени готовности товаров?
4. Назовите виды таможенных режимов.
5. В чем заключается сущность таможенных режимов?
6. Какие таможенные режимы относятся к основным?
7. Чем отличаются экономические таможенные режимы от основных?
8. Дайте характеристику специальных таможенных режимов.
9. Какова специфика налогообложения завершающих таможенных
режимов?
10. Дайте определение таможенного режима.
29