Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Абсолютные и относительные преимущества стран в процессе торговли

Все предметы / Внешнеэкономическая деятельность / Внешняя торговля / Абсолютные и относительные преимущества стран в процессе торговли
Содержание статьи

Мировая экономика и торговля в целом основана на главном принципе – финансовая, либо товарная выгода. Этот принцип касается и торговых отношений между государствами. Фундаментальный принцип выгоды состоит в том, что, продавая избыток своего товара, страна приобретает нужный ей товар другого государства. То есть осуществляются экспортно-импортные отношения между странами.

В международной практике каждая из стран намерена эффективно реализовывать свои преимущества в процессе торговли. Такие преимущества делятся на «абсолютные преимущества» и «относительные преимущества».

Абсолютные преимущества

Абсолютные преимущества - это, в первую очередь совокупность наличия следующих факторов, которыми располагает то или иное государство:

  1. Уникальные климатические условия;
  2. Уникальные природные ресурсы;
  3. Трудовые ресурсы.

Наличие в стране абсолютного преимущества, даёт право быть этому государству практически монополистом, по предоставлению услуг, реализации той или иной продукции. Абсолютное преимущество автоматически даёт стране международную специализацию в определённой сфере торговле.

Пример 1

Примеры абсолютного преимущества:

  • Россия, обладает огромными залежами и запасами природного газа, что даёт ей право быть одним из лидеров в данной области.
  • Объединённые Арабские Эмираты обладают уникальными природными ресурсами, а именно нефтью.
  • Бразилия производит около 80% всего годового оборота кофе в мире.

Относительные преимущества

Относительные преимущества – это преимущества, которые характеризуются наличием в стране уникальных условий. В данном случае идёт сопоставление величин альтернативной цены на идентичный товар в разных странах. Относительные преимущества часто называют «сравнительными преимуществами».

Готовые работы на аналогичную тему

Как пример относительного преимущества, рассмотрим то, с чем сталкиваются многие жители из разных стран – туризм.

Туристические продукты достаточно сложны, в каждой стране свои преимущества и разнообразие.

На туристический тур могут влиять множество факторов:

  1. Затраты на транспортные перевозки;
  2. Место проживания;
  3. Экскурсии и другие сопутствующие услуги.

В свою очередь, на транспорт может повлиять цена на топливо, заработная плата транспортного персонала.

Замечание 1

Очень важный элемент, который напрямую влияет на цену туристического продукта – это стоимость проживания, которая в свою очередь зависит от налоговой политики государства и других немаловажных факторов. Так, например в 80-х годах двадцатого века, во Франции был увеличен налог на добавленную стоимость. Отели премиум класса были вынуждены поднять стоимость проживания, что повлияло на снижения спроса на проживание в них. Также, туристические туры с «участием» этих отелей подорожали.

Каждая из стран пытается снизить стоимость туристических услуг путём применения различных новых экономичных технологий и даже путём снижения заработной платы обслуживающего персонала. Таким образом, страна, применяющая различные меры по снижению цены получает сравнительное преимущество перед другими странами.

Замечание 2

Однако, стоит остановиться на очень важном моменте. Для поддержания сравнительного преимущества не только низкая стоимость играет важную роль. Следует огромное внимание уделять и качеству предоставляемых туристических услуг. Это касается многих стран. Так, к примеру, Англия, Швейцария, Германия, Австрия – уделяют большое внимание именно качеству, несмотря на высокие цены. И это тоже является их относительным преимуществом, ведь многие туристы, путешественники или дипломаты, в первую очередь, обращают внимание на уровень и класс отеля или тура в целом, а не на низкую стоимость.

Приведём ещё один, достаточно простой, но подробно описывающий суть относительного преимущества пример.

Давайте представим, что в мире есть только две страны, где производятся два продукта и трудятся два человека. Условия труда в каждой из стран полностью идентичны, затраты на производство одинаковы. В каждой стране есть потребность в продукте $X$ и продукте $Y$.

Итак, в стране «$A$» первый человек производит за месяц $10$ единиц товара $X$, а второй человек производит за месяц $5$ единиц товара $Y$. В стране «$B$» первый человек производит за месяц $5$ единиц товара $X$, а второй человек производит за месяц $10$ единиц товара $Y$.

Для наглядного примера сведём данные в таблицу:



Рисунок 1.

Страна «$A$» имеет потребность в большем количества товара $Y$, а страна «$B$» имеет потребность в наличии товара $X$.

Как результат: страна «$A$» имеет относительное преимущество в производстве продукта $X$, а страна «И» имеет относительное преимущество в производстве продукта $Y$.

Это достаточно простой пример, но всё же он даёт понять принцип действия относительного преимущества в международной экономике. Рассмотрим ещё один пример сравнительного преимущества.



Рисунок 2.

Итак, мы видим, что все исходные данные, для производства товара, в каждой из стран идентичны, кроме количества работников и незначительного отклонения в себестоимости.

А теперь давайте посмотрим на общую себестоимость товара в каждой из стран:

СТРАНА «$A$».

$1$ доллар за $1$ товар = $1$ доллар $\cdot$ $1000$ товаров = $1000$ долларов.

$2$ работника с зарплатой в $300$ долларов = $2 \cdot 300 = 600$ долларов.

Себестоимость за $1000$ товаров составляет: $1000 + 600 = 1600$ долларов.

Себестоимость $1$ товара = $1,6$ доллара.

СТРАНА «B».

$1$ доллар за $1$ товар = $1,1$ доллар $\cdot$ $1500$ товаров = $1650$ долларов.

$3$ работника с зарплатой в $300$ долларов = $3 \cdot 300 = 900$ долларов.

Себестоимость за $1000$ товаров составляет: $1650 + 900 = 2550$ долларов.

Себестоимость $1$ товара = $1,7$ доллара.

Замечание 3

Вывод. Страна «$A$» имеет относительное преимущество перед страной «$B$» касательно себестоимости, тем самым страна «$A$» сможет устанавливать более низкую цену на товар. Но, всё же, страна «$B$» имеет количественное преимущество и, в случае чего, сможет поставить большее количество товара по слегка большей цене.

Абсолютные и относительные преимущества определяют выбор специализации различных стран. Специализация в производстве тех товаров и услуг, в которых страна имеет абсолютные и сравнительные преимущества, позволяет, во-первых, увеличить мировое производство, мировой экономический рост, эффективность использования ограниченных ресурсов, а во-вторых, получить большее количество товаров и услуг по меньшим ценам для потребителей каждой из этих стран.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Внешнеэкономическая деятельность»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис