Сущность либерализации внешней торговли
Развитие международных кооперации и специализации является основой роста международной торговли. Процесс международного разделения труда значительно ускоряется благодаря стремительному развитию научно-технического прогресса. Эти объективные процессы значительно меняют структуры мировой экономики и геополитическую карту мира в целом. Постепенно в процесс экономической глобализации все больше вовлекаются даже самые отсталые страны, в структуре экспорта которых часто преобладают сырьевые товары.
Либерализация внешней торговли представляет собой устранение протекционистских барьеров для обмена экономическими благами между странами. Речь идет о снижении или отмене некоторых тарифных и нетарифных внешнеторговых барьеров. Таким образом, чем меньше преград внешней торговле в виде пошлин, квот, лицензий и т. д., тем более открыта экономическая система.
Степень вовлеченности национальной экономики в мировой рынок можно выяснить при помощи такого показателя, как экспортная квота (иногда его называют «коэффициентом открытости»). Он представляет собой отношение объема экспорта страны к ее ВВП.
Цели либерализации
Внешнеторговая либерализация играет важную роль, особенно для переходной (транзитивной) экономики. Развитие рыночной экономики невозможно без либерализации внешней торговли. Любая развитая страна мира должна быть вовлечена в мировой рынок, поскольку от этого во многом зависят:
- платежный баланс страны,
- приток необходимых экономике потребительских и инвестиционных товаров,
- курс национальной валюты,
- инвестиционный климат,
- уровень инфляции и покупательная способность населения,
- развитие конкуренции,
- импорт новых технологий,
- и многие другие важные аспекты.
Основные цели либерализации внешней торговли:
- выход национальных производителей на внешние рынки
- ужесточение конкуренции между национальными производителями и иностранными, которое побуждает отечественные предприятия снижать издержки, инвестировать в расширенное воспроизводство, повышать качество товаров и услуг, а также расширять их ассортимент (это в итоге приводит к росту экономики на макроуровне)
- повышение конкурентоспособности национального производства, приведение его качества к мировым стандартам
- развитие предпринимательства
- импорт структуры мировых цен, ведущее к более рациональному ценообразованию на национальном рынке
- открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг)
- заимствование навыков эффективного менеджмента и т. д.
На ранней стадии экономических преобразований либерализация внешней торговли – вынужденная и необходимая мера для долгосрочного достижения макроэкономической стабильности и начала структурных реформ. Когда экономика страны становится более открытой, она теснее интегрируется в мировой рынок. Для этого правительство и законодатели увязывают внешнеторговый режим страны мировыми стандартами (в том числе с нормами Всемирной торговой организации, ВТО). С другой стороны, правительствам развивающихся стран следует понимать, что либерализация не должна быть самоцелью, а, скорее, средством достижения стратегических целей устойчивого экономического роста и развития.
По мере развития рыночной экономики, стоящие перед государством задачи в сфере внешнеторговой политики, могут значительно меняться (как в сторону большего протекционизма или же фритредерства). В идеале, краткосрочные проблемы, связанные с макроэкономической стабилизацией, улучшением платежного баланса, пополнением госбюджета, устранением дефицита на товарном рынке и т. д. постепенно уступают место долгосрочным целям, связанным с качественными изменениями структуры экономики, инвестиционной привлекательностью и увеличением роли наукоемких производств в ВВП.