Мировая экономика и торговля в целом основана на главном принципе – финансовая, либо товарная выгода. Этот принцип касается и торговых отношений между государствами. Фундаментальный принцип выгоды состоит в том, что, продавая избыток своего товара, страна приобретает нужный ей товар другого государства. То есть осуществляются экспортно-импортные отношения между странами.
В международной практике каждая из стран намерена эффективно реализовывать свои преимущества в процессе торговли. Такие преимущества делятся на «абсолютные преимущества» и «относительные преимущества».
Абсолютные преимущества
Абсолютные преимущества - это, в первую очередь совокупность наличия следующих факторов, которыми располагает то или иное государство:
- Уникальные климатические условия;
- Уникальные природные ресурсы;
- Трудовые ресурсы.
Наличие в стране абсолютного преимущества, даёт право быть этому государству практически монополистом, по предоставлению услуг, реализации той или иной продукции. Абсолютное преимущество автоматически даёт стране международную специализацию в определённой сфере торговле.
Примеры абсолютного преимущества:
- Россия, обладает огромными залежами и запасами природного газа, что даёт ей право быть одним из лидеров в данной области.
- Объединённые Арабские Эмираты обладают уникальными природными ресурсами, а именно нефтью.
- Бразилия производит около 80% всего годового оборота кофе в мире.
Относительные преимущества
Относительные преимущества – это преимущества, которые характеризуются наличием в стране уникальных условий. В данном случае идёт сопоставление величин альтернативной цены на идентичный товар в разных странах. Относительные преимущества часто называют «сравнительными преимуществами».
Как пример относительного преимущества, рассмотрим то, с чем сталкиваются многие жители из разных стран – туризм.
Туристические продукты достаточно сложны, в каждой стране свои преимущества и разнообразие.
На туристический тур могут влиять множество факторов:
- Затраты на транспортные перевозки;
- Место проживания;
- Экскурсии и другие сопутствующие услуги.
В свою очередь, на транспорт может повлиять цена на топливо, заработная плата транспортного персонала.
Очень важный элемент, который напрямую влияет на цену туристического продукта – это стоимость проживания, которая в свою очередь зависит от налоговой политики государства и других немаловажных факторов. Так, например в 80-х годах двадцатого века, во Франции был увеличен налог на добавленную стоимость. Отели премиум класса были вынуждены поднять стоимость проживания, что повлияло на снижения спроса на проживание в них. Также, туристические туры с «участием» этих отелей подорожали.
Каждая из стран пытается снизить стоимость туристических услуг путём применения различных новых экономичных технологий и даже путём снижения заработной платы обслуживающего персонала. Таким образом, страна, применяющая различные меры по снижению цены получает сравнительное преимущество перед другими странами.
Однако, стоит остановиться на очень важном моменте. Для поддержания сравнительного преимущества не только низкая стоимость играет важную роль. Следует огромное внимание уделять и качеству предоставляемых туристических услуг. Это касается многих стран. Так, к примеру, Англия, Швейцария, Германия, Австрия – уделяют большое внимание именно качеству, несмотря на высокие цены. И это тоже является их относительным преимуществом, ведь многие туристы, путешественники или дипломаты, в первую очередь, обращают внимание на уровень и класс отеля или тура в целом, а не на низкую стоимость.
Приведём ещё один, достаточно простой, но подробно описывающий суть относительного преимущества пример.
Давайте представим, что в мире есть только две страны, где производятся два продукта и трудятся два человека. Условия труда в каждой из стран полностью идентичны, затраты на производство одинаковы. В каждой стране есть потребность в продукте $X$ и продукте $Y$.
Итак, в стране «$A$» первый человек производит за месяц $10$ единиц товара $X$, а второй человек производит за месяц $5$ единиц товара $Y$. В стране «$B$» первый человек производит за месяц $5$ единиц товара $X$, а второй человек производит за месяц $10$ единиц товара $Y$.
Для наглядного примера сведём данные в таблицу:
Рисунок 1.
Страна «$A$» имеет потребность в большем количества товара $Y$, а страна «$B$» имеет потребность в наличии товара $X$.
Как результат: страна «$A$» имеет относительное преимущество в производстве продукта $X$, а страна «И» имеет относительное преимущество в производстве продукта $Y$.
Это достаточно простой пример, но всё же он даёт понять принцип действия относительного преимущества в международной экономике. Рассмотрим ещё один пример сравнительного преимущества.
Рисунок 2.
Итак, мы видим, что все исходные данные, для производства товара, в каждой из стран идентичны, кроме количества работников и незначительного отклонения в себестоимости.
А теперь давайте посмотрим на общую себестоимость товара в каждой из стран:
СТРАНА «$A$».
$1$ доллар за $1$ товар = $1$ доллар $\cdot$ $1000$ товаров = $1000$ долларов.
$2$ работника с зарплатой в $300$ долларов = $2 \cdot 300 = 600$ долларов.
Себестоимость за $1000$ товаров составляет: $1000 + 600 = 1600$ долларов.
Себестоимость $1$ товара = $1,6$ доллара.
СТРАНА «B».
$1$ доллар за $1$ товар = $1,1$ доллар $\cdot$ $1500$ товаров = $1650$ долларов.
$3$ работника с зарплатой в $300$ долларов = $3 \cdot 300 = 900$ долларов.
Себестоимость за $1000$ товаров составляет: $1650 + 900 = 2550$ долларов.
Себестоимость $1$ товара = $1,7$ доллара.
Вывод. Страна «$A$» имеет относительное преимущество перед страной «$B$» касательно себестоимости, тем самым страна «$A$» сможет устанавливать более низкую цену на товар. Но, всё же, страна «$B$» имеет количественное преимущество и, в случае чего, сможет поставить большее количество товара по слегка большей цене.
Абсолютные и относительные преимущества определяют выбор специализации различных стран. Специализация в производстве тех товаров и услуг, в которых страна имеет абсолютные и сравнительные преимущества, позволяет, во-первых, увеличить мировое производство, мировой экономический рост, эффективность использования ограниченных ресурсов, а во-вторых, получить большее количество товаров и услуг по меньшим ценам для потребителей каждой из этих стран.