Processing math: 100%
Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Абсолютные и относительные преимущества стран в процессе торговли

Мировая экономика и торговля в целом основана на главном принципе – финансовая, либо товарная выгода. Этот принцип касается и торговых отношений между государствами. Фундаментальный принцип выгоды состоит в том, что, продавая избыток своего товара, страна приобретает нужный ей товар другого государства. То есть осуществляются экспортно-импортные отношения между странами.

В международной практике каждая из стран намерена эффективно реализовывать свои преимущества в процессе торговли. Такие преимущества делятся на «абсолютные преимущества» и «относительные преимущества».

Абсолютные преимущества

Абсолютные преимущества - это, в первую очередь совокупность наличия следующих факторов, которыми располагает то или иное государство:

  1. Уникальные климатические условия;
  2. Уникальные природные ресурсы;
  3. Трудовые ресурсы.

Наличие в стране абсолютного преимущества, даёт право быть этому государству практически монополистом, по предоставлению услуг, реализации той или иной продукции. Абсолютное преимущество автоматически даёт стране международную специализацию в определённой сфере торговле.

Пример 1

Примеры абсолютного преимущества:

  • Россия, обладает огромными залежами и запасами природного газа, что даёт ей право быть одним из лидеров в данной области.
  • Объединённые Арабские Эмираты обладают уникальными природными ресурсами, а именно нефтью.
  • Бразилия производит около 80% всего годового оборота кофе в мире.

Относительные преимущества

Относительные преимущества – это преимущества, которые характеризуются наличием в стране уникальных условий. В данном случае идёт сопоставление величин альтернативной цены на идентичный товар в разных странах. Относительные преимущества часто называют «сравнительными преимуществами».

«Абсолютные и относительные преимущества стран в процессе торговли» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Как пример относительного преимущества, рассмотрим то, с чем сталкиваются многие жители из разных стран – туризм.

Туристические продукты достаточно сложны, в каждой стране свои преимущества и разнообразие.

На туристический тур могут влиять множество факторов:

  1. Затраты на транспортные перевозки;
  2. Место проживания;
  3. Экскурсии и другие сопутствующие услуги.

В свою очередь, на транспорт может повлиять цена на топливо, заработная плата транспортного персонала.

Замечание 1

Очень важный элемент, который напрямую влияет на цену туристического продукта – это стоимость проживания, которая в свою очередь зависит от налоговой политики государства и других немаловажных факторов. Так, например в 80-х годах двадцатого века, во Франции был увеличен налог на добавленную стоимость. Отели премиум класса были вынуждены поднять стоимость проживания, что повлияло на снижения спроса на проживание в них. Также, туристические туры с «участием» этих отелей подорожали.

Каждая из стран пытается снизить стоимость туристических услуг путём применения различных новых экономичных технологий и даже путём снижения заработной платы обслуживающего персонала. Таким образом, страна, применяющая различные меры по снижению цены получает сравнительное преимущество перед другими странами.

Замечание 2

Однако, стоит остановиться на очень важном моменте. Для поддержания сравнительного преимущества не только низкая стоимость играет важную роль. Следует огромное внимание уделять и качеству предоставляемых туристических услуг. Это касается многих стран. Так, к примеру, Англия, Швейцария, Германия, Австрия – уделяют большое внимание именно качеству, несмотря на высокие цены. И это тоже является их относительным преимуществом, ведь многие туристы, путешественники или дипломаты, в первую очередь, обращают внимание на уровень и класс отеля или тура в целом, а не на низкую стоимость.

Приведём ещё один, достаточно простой, но подробно описывающий суть относительного преимущества пример.

Давайте представим, что в мире есть только две страны, где производятся два продукта и трудятся два человека. Условия труда в каждой из стран полностью идентичны, затраты на производство одинаковы. В каждой стране есть потребность в продукте X и продукте Y.

Итак, в стране «A» первый человек производит за месяц 10 единиц товара X, а второй человек производит за месяц 5 единиц товара Y. В стране «B» первый человек производит за месяц 5 единиц товара X, а второй человек производит за месяц 10 единиц товара Y.

Для наглядного примера сведём данные в таблицу:



Рисунок 1.

Страна «A» имеет потребность в большем количества товара Y, а страна «B» имеет потребность в наличии товара X.

Как результат: страна «A» имеет относительное преимущество в производстве продукта X, а страна «И» имеет относительное преимущество в производстве продукта Y.

Это достаточно простой пример, но всё же он даёт понять принцип действия относительного преимущества в международной экономике. Рассмотрим ещё один пример сравнительного преимущества.



Рисунок 2.

Итак, мы видим, что все исходные данные, для производства товара, в каждой из стран идентичны, кроме количества работников и незначительного отклонения в себестоимости.

А теперь давайте посмотрим на общую себестоимость товара в каждой из стран:

СТРАНА «A».

1 доллар за 1 товар = 1 доллар 1000 товаров = 1000 долларов.

2 работника с зарплатой в 300 долларов = 2300=600 долларов.

Себестоимость за 1000 товаров составляет: 1000+600=1600 долларов.

Себестоимость 1 товара = 1,6 доллара.

СТРАНА «B».

1 доллар за 1 товар = 1,1 доллар 1500 товаров = 1650 долларов.

3 работника с зарплатой в 300 долларов = 3300=900 долларов.

Себестоимость за 1000 товаров составляет: 1650+900=2550 долларов.

Себестоимость 1 товара = 1,7 доллара.

Замечание 3

Вывод. Страна «A» имеет относительное преимущество перед страной «B» касательно себестоимости, тем самым страна «A» сможет устанавливать более низкую цену на товар. Но, всё же, страна «B» имеет количественное преимущество и, в случае чего, сможет поставить большее количество товара по слегка большей цене.

Абсолютные и относительные преимущества определяют выбор специализации различных стран. Специализация в производстве тех товаров и услуг, в которых страна имеет абсолютные и сравнительные преимущества, позволяет, во-первых, увеличить мировое производство, мировой экономический рост, эффективность использования ограниченных ресурсов, а во-вторых, получить большее количество товаров и услуг по меньшим ценам для потребителей каждой из этих стран.

Дата последнего обновления статьи: 22.04.2024
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot
AI Assistant