Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Японская модель управления персоналом

Формирование японской модели управления персоналом

Определение 1

Японская модель управления персоналом - это совокупность принципов, правил и методов управления людьми, сложившихся в Японии.

Долгое время Япония оставалась закрытой от остального мира, следовала собственным уникальным путем, берегла свою уникальность, что привело к формированию специфической японской философии менеджмента и системы управления персоналом. Японское качество известно во всем мире. Широкое распространение получило представление о высочайшей работоспособности, аккуратности, добросовестности и усидчивости японцев.

Внимание к японской модели менеджмента усилилось в конце XX века, когда японская экономика стала уверенно занимать лидирующие позиции. Именно благодаря своеобразному менеджменту страна превратилась в крупнейшего производителя автомобилей и электроники. Кроме того, Япония отличается высоким качеством жизни и развитой социальной политикой.

Одним из значимых факторов формирования японской модели менеджмента стало поражение во Второй мировой войне. В соответствии с заключенными договорами, страна не имела право на собственную армию, поэтому японцы полностью переключились на производство гражданских товаров.

Особый японский метод управления персоналом стал формироваться в условиях послевоенной разрухи, экономического кризиса. Во второй половине 1940-х в Японии администрирование и управление осуществляли американцы, поэтому страна было вынуждена изучить американскую систему ведения бизнеса. Именно послевоенный хаос стал фоном для формирования новых лидеров японского бизнеса. В японской философии менеджмента тесно переплелись традиционные азиатские и привнесенные американские методы. Руководителям японских компаний пришлось адаптировать к новой реальности старые методы управления, что им блестяще удалось путем включения в модель управления передовых американских разработок.

На протяжении второй половины XX века система постоянно совершенствовалась, дополнялась новейшими технологиями. Благодаря японской целеустремленности, работоспособности и упорству страна смогла совершить настоящий экономический прорыв.

« Японская модель управления персоналом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ключевые принципы японской модели управления персоналом

Существует три ключевых принципа, лежащих в основе японской модели управления персоналом:

Пожизненный найм сотрудника предусматривает, что человек устраивается в компанию после окончания учебы и работает на этом предприятии до самой пенсии. Многие японские предприятия нанимают сотрудников по такому принципу. На протяжении всего срока найма организация заботится о работнике. Работник в значительной степени отождествляет себя с компанией-работодателем. Он воспринимает себя как полноправного представителя компании независимо от занимаемой должности, считает себя лицом компании. Японские служащие часто не используют положенные отпуска полностью, поскольку считают работу своей основной задачей. Такой подход воспринимается как выражение полной преданности и лояльности, осознания собственной необходимости для компании. Увольнение или перевод на другое предприятие становится для японцев большой проблемой, поскольку на новом месте приходится начинать строить карьеру с нуля.

В японской модели управления персоналом предусматривается, что компания будет постоянно обучать своих работников. Организации вкладывают большие суммы в развитие персонала, понимая, что такие инвестиции себя окупят. Если предприятие подвергается кризисному переоборудованию, сотрудников могут переместиться на другие участки, изменить выполняемые функции. Благодаря этому предприятия получают возможность гарантировать человеку пожизненный найм: в условиях любой реорганизации он сможет найти свое место. Сотрудники не боятся потерять работу в условиях трансформации. При этом у японцев сильно развито чувство долга и мотивация к постоянному совершенствованию мастерства. Повышение мастерства и саморазвитие являются самоцелью, достижение которой приносит огромное удовлетворение. Материального вознаграждения за получение новых навыков японец не ждет.

Еще один принцип японской модели связан с групповым сознанием. Управление персоналом ориентируется на коллективный труд. Если сотрудник предложил инновацию или достиг успеха в чем-то, это признается достижением всего коллектива. Когда нужно принять решение, его стараются принять единогласно.

Среди других характерных особенностей японской системы менеджмента можно отметить отношение к дисциплине. Японцы полагают, что качество рождается из гармонии. При этом гармония рассматривается как отсутствие хаоса. Аккуратно и чисто должно быть везде: на рабочем столе, в личном шкафчике сотрудника. То же относится и к его внешнему виду. Везде требуется дисциплинированность и строгая системность.

Японский менеджмент подчиняется системному управлению качеством. Компании стремятся выполнять все производственные операции точно в срок. Каждый сотрудник рассматривает коллег как клиентов, поэтому продукция должна поставляться на следующий этап максимально качественной.

Сотни японских компаний доказали, что непрерывное обучение всех сотрудников, личностный рост, повышение квалификации, дополненные принципами коллективизма приводят к колоссальному росту производительности. Но этот подход работает только при условии высокого уровня мотивации сотрудников. Они уверены в своей позиции, готовы прикладывать усилия ради своего работодателя. В основе осознания каждым японцем своей роли и места в компании лежит стремление к стабильности, но не стагнации.

При этом было бы ошибочно считать, что японская модель управления персоналом лишена недостатков. Так, постоянный прогресс сотрудников при замедленном карьерном продвижении приводит к тому, что квалификация персонала часто превышает требования по занимаемой должности, это в свою очередь ведет к негативным последствиям:

  • либо к необоснованному росту фонда заработной платы,
  • либо к несоответствию заработной платы усилиям сотрудника.
Дата написания статьи: 16.04.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot