Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технологии эффективной коммуникации

Характеристика технологий эффективной коммуникации

Определение 1

Технологии эффективной коммуникации – это позволяющие обеспечить достижение целей в ходе взаимодействия людей приёмы и методы управления вниманием и донесения информации.

В рамках коммуникационных технологий можно выделить две стороны:

  • субъект коммуникативной технологии - это лицо, непосредственно её осуществляющее,
  • объект коммуникативной технологии - это лицо, на которое непосредственно направляется коммуникативное воздействие.

Коммуникативные технологии в процессе разработки проходят несколько этапов:

  • на первом этапе происходит формирование целей и задач, определяется объект, выявляются внешние связи и закономерности,
  • на втором этапе решаются методические вопросы, строятся технологические схемы и карты управления, выбираются и обосновываются средства, методы и процедуры,
  • третий этап называется процедурным. На нём происходит практическая реализация акта коммуникации.
Статья: Технологии эффективной коммуникации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Обучение профессиональной коммуникации предусматривает формирование коммуникативных компетенций.

Коммуникативная компетенция - это умение соответствовать своим поведением конкретной коммуникативной ситуации.

Приёмы управления вниманием

В любой коммуникативной ситуации происходит обмен информацией. При этом очень важно ставить правильные вопросы и управлять вниманием собеседника.

Для делового общения управление вниманием одинаково важно для обеих сторон: как для говорящего, так и для слушающего. Рассмотрим базовые приёмы управления вниманием:

  • приём нейтральной фразы. Суть этого приёма состоит в том, что общение начинают с фразы, которая имеет отношение к партнеру, но не связана прямым образом с интересующей темой. Например, на деловом ужине считается неприличным говорить о делах до того, как заказана еда,
  • прием повышения голоса. Конечно, не нужно кричать на собеседника. Однако благодаря повышению голоса можно акцентировать внимание на наиболее значимых аспектах обсуждаемой темы,
  • приём акцентировки, реализуемый в виде прямой или косвенной акцентировки. Для прямой акцентировки используют специальные фразы, например, «необходимо подчеркнуть», «важно отметить», «обратите внимание». В ходе косвенной акцентировки в общем потоке информации выделяют отдельные моменты. Эти моменты должны контрастировать с фоном, что вызывает привлечение внимания слушателя,
  • приём навязывания ритма. Говорящий может постоянно изменять характеристики речи и голоса. Монотонные выступления вызывают рассеивание внимания. Если же говорящий навязывает слушающему ритм переключения внимания, отвлечься и расслабиться практически невозможно,
  • своевременное использование пауз, которое позволяет говорящему сформулировать мысли, а слушающему подготовиться к их восприятию. Пауза нужна, чтобы структурировать речь, разделять последовательные этапы общения,
  • переформулировка позволяет поддерживать внимание и усиливать воздействие на слушающего. Её можно использовать, если собеседник не хочет отвечать на поставленные вопросы. В такой ситуации не нужно давить и настаивать на ответе, лучше сформулировать вопрос другими словами,
  • гипербола, или преувеличение. Она позволяет заострить внимание собеседника в нужный момент. Но после применения гиперболы говорящий должен понятно и чётко изложить свою настоящую позицию,
  • авансирования похвала может применяться в ходе коммуникации между лицами, находящимися на разных иерархических ступенях. К примеру, руководитель, давая подчинённому задание, может озвучить уверенность в его успешном выполнении. Авансирование похвала способствует повышению самооценки, воспитанию чувства ответственности и стимулированию креативности.
«Технологии эффективной коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методики постановки вопросов

Хорошо поставленным вопросом называют вопрос, на который захочет ответить второй участник диалога.

Иными словами, хорошим является тот вопрос, который активизирует собеседника на переход к конструктивному диалогу. Вопросы способны направить общение в нужное русло, максимально отвечающее планам субъекта коммуникации. Вопросы служат и для обозначения собственной позиции по сложившейся ситуации.

Выделяют следующие формы вопросов:

  • закрытый вопрос - это вопрос, предполагающий однозначный и односложный ответ. В деловом общении эти вопросы могут использоваться не только для получения информации, но и для получения согласия, подтверждения, уточнения,
  • открытый вопрос - это вопрос, требующий развернутого разъяснения, объяснения, мыслительной работы. Обычно это специальные вопросы, начинающиеся со слов «какой», «почему», «каким образом»,
  • альтернативный вопрос - это вопрос, напоминающий открытый, но содержащий в себе несколько заранее подготовленных вариантов ответа.

По назначению можно выделить следующие типы вопросов:

  • основные вопросы,
  • последующие, или второстепенные. Такие вопросы позволяют уточнить ответ, данный на основной вопрос,
  • риторические вопросы, не требующие прямого ответа. Их задают для того, чтобы вызвать у собеседника определенную реакцию: акцентировать внимание, указать на недоработки,
  • переломные вопросы, задаваемые в тех случаях или в те моменты, когда стоит цель переключить разговор на другую проблему,
  • вопросы для обдумывания, заставляющие собеседника давать анализ, комментировать сказанное ранее, подводить итоги встречи,
  • зеркальные вопросы, представляющие собой повторение части утверждения собеседника. Они позволяют партнеру посмотреть на своё утверждение с другой стороны,
  • контрольные вопросы, помогающие управлять вниманием, проверять уровень достигнутого понимания, а при необходимости определяющие потребность в повторении сказанного ранее,
  • вопросы-капканы, которые обычно задают оппоненты инициаторам встречи.

Умение грамотно задавать вопросы – залог успеха коммуникации как в эмоциональном, так и в информационном смыслах.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 29.11.2021
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot