Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технологии эффективной коммуникации

Характеристика технологий эффективной коммуникации

Определение 1

Технологии эффективной коммуникации – это позволяющие обеспечить достижение целей в ходе взаимодействия людей приёмы и методы управления вниманием и донесения информации.

В рамках коммуникационных технологий можно выделить две стороны:

  • субъект коммуникативной технологии - это лицо, непосредственно её осуществляющее,
  • объект коммуникативной технологии - это лицо, на которое непосредственно направляется коммуникативное воздействие.

Коммуникативные технологии в процессе разработки проходят несколько этапов:

  • на первом этапе происходит формирование целей и задач, определяется объект, выявляются внешние связи и закономерности,
  • на втором этапе решаются методические вопросы, строятся технологические схемы и карты управления, выбираются и обосновываются средства, методы и процедуры,
  • третий этап называется процедурным. На нём происходит практическая реализация акта коммуникации.

Обучение профессиональной коммуникации предусматривает формирование коммуникативных компетенций.

Коммуникативная компетенция - это умение соответствовать своим поведением конкретной коммуникативной ситуации.

Приёмы управления вниманием

В любой коммуникативной ситуации происходит обмен информацией. При этом очень важно ставить правильные вопросы и управлять вниманием собеседника.

Для делового общения управление вниманием одинаково важно для обеих сторон: как для говорящего, так и для слушающего. Рассмотрим базовые приёмы управления вниманием:

  • приём нейтральной фразы. Суть этого приёма состоит в том, что общение начинают с фразы, которая имеет отношение к партнеру, но не связана прямым образом с интересующей темой. Например, на деловом ужине считается неприличным говорить о делах до того, как заказана еда,
  • прием повышения голоса. Конечно, не нужно кричать на собеседника. Однако благодаря повышению голоса можно акцентировать внимание на наиболее значимых аспектах обсуждаемой темы,
  • приём акцентировки, реализуемый в виде прямой или косвенной акцентировки. Для прямой акцентировки используют специальные фразы, например, «необходимо подчеркнуть», «важно отметить», «обратите внимание». В ходе косвенной акцентировки в общем потоке информации выделяют отдельные моменты. Эти моменты должны контрастировать с фоном, что вызывает привлечение внимания слушателя,
  • приём навязывания ритма. Говорящий может постоянно изменять характеристики речи и голоса. Монотонные выступления вызывают рассеивание внимания. Если же говорящий навязывает слушающему ритм переключения внимания, отвлечься и расслабиться практически невозможно,
  • своевременное использование пауз, которое позволяет говорящему сформулировать мысли, а слушающему подготовиться к их восприятию. Пауза нужна, чтобы структурировать речь, разделять последовательные этапы общения,
  • переформулировка позволяет поддерживать внимание и усиливать воздействие на слушающего. Её можно использовать, если собеседник не хочет отвечать на поставленные вопросы. В такой ситуации не нужно давить и настаивать на ответе, лучше сформулировать вопрос другими словами,
  • гипербола, или преувеличение. Она позволяет заострить внимание собеседника в нужный момент. Но после применения гиперболы говорящий должен понятно и чётко изложить свою настоящую позицию,
  • авансирования похвала может применяться в ходе коммуникации между лицами, находящимися на разных иерархических ступенях. К примеру, руководитель, давая подчинённому задание, может озвучить уверенность в его успешном выполнении. Авансирование похвала способствует повышению самооценки, воспитанию чувства ответственности и стимулированию креативности.
«Технологии эффективной коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методики постановки вопросов

Хорошо поставленным вопросом называют вопрос, на который захочет ответить второй участник диалога.

Иными словами, хорошим является тот вопрос, который активизирует собеседника на переход к конструктивному диалогу. Вопросы способны направить общение в нужное русло, максимально отвечающее планам субъекта коммуникации. Вопросы служат и для обозначения собственной позиции по сложившейся ситуации.

Выделяют следующие формы вопросов:

  • закрытый вопрос - это вопрос, предполагающий однозначный и односложный ответ. В деловом общении эти вопросы могут использоваться не только для получения информации, но и для получения согласия, подтверждения, уточнения,
  • открытый вопрос - это вопрос, требующий развернутого разъяснения, объяснения, мыслительной работы. Обычно это специальные вопросы, начинающиеся со слов «какой», «почему», «каким образом»,
  • альтернативный вопрос - это вопрос, напоминающий открытый, но содержащий в себе несколько заранее подготовленных вариантов ответа.

По назначению можно выделить следующие типы вопросов:

  • основные вопросы,
  • последующие, или второстепенные. Такие вопросы позволяют уточнить ответ, данный на основной вопрос,
  • риторические вопросы, не требующие прямого ответа. Их задают для того, чтобы вызвать у собеседника определенную реакцию: акцентировать внимание, указать на недоработки,
  • переломные вопросы, задаваемые в тех случаях или в те моменты, когда стоит цель переключить разговор на другую проблему,
  • вопросы для обдумывания, заставляющие собеседника давать анализ, комментировать сказанное ранее, подводить итоги встречи,
  • зеркальные вопросы, представляющие собой повторение части утверждения собеседника. Они позволяют партнеру посмотреть на своё утверждение с другой стороны,
  • контрольные вопросы, помогающие управлять вниманием, проверять уровень достигнутого понимания, а при необходимости определяющие потребность в повторении сказанного ранее,
  • вопросы-капканы, которые обычно задают оппоненты инициаторам встречи.

Умение грамотно задавать вопросы – залог успеха коммуникации как в эмоциональном, так и в информационном смыслах.

Дата написания статьи: 29.11.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot