Общая характеристика психологически комфортной среды
Создание психологически комфортной среды в организации – это целенаправленные действия, призванные обеспечить оптимальный уровень активности психической деятельности и оптимизацию протекания психических процессов членов трудового коллектива.
В современных исследованиях большое внимание уделяется вопросам комфорта и качества жизни в городской среде, в том числе – комфорту трудовых процессов. Это неудивительно, потому что на работе люди проводят значительную часть дня, она занимает важное место в их мыслях даже во внерабочее время. Невозможно реализовать подход по формированию комфортной среды обитания человека, если оперировать только техническими средствами, ориентируясь исключительно на физиологические и физические индикаторы здоровья. Комфортное состояние для человека является субъективным понятием: то, что комфортно одному, может быть некомфортно для других.
Человек устроен сложным образом, он наделен:
- широкой палитрой эмоций,
- богатым внутренним миром,
- разнообразием переживаний, ощущений и реакций.
Все это находит отражение в деятельности, поведении, творчестве, построении социальных связей. Управление таким сложным устройством возлагается на психику.
Психика – функция живого организма, которая позволяет отражать окружающую действительность, перерабатывать информацию о ней и формировать представление о мире, дающее возможность выработать адекватное этой картине мира поведение.
Итак, психическая природа предопределяет субъективность ощущений человека. Поэтому в науке до сих пор не выработано единого подхода к пониманию психологического комфорта. Разные авторы вкладывают в это понятие разный смысл, что приводит к дискуссионности. Существует большое количество практико-ориентированных дисциплин, фокусирующихся на человеке, учитывающих психологические аспекты и накопивших серьезную базу эмпирических данных. К примеру, эргономика изучает функциональные возможности людей в бытовых и трудовых процессах, выявляет закономерности создания оптимальных для высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда условий. Для эргономики фундаментальными являются понятия:
- комфорт,
- безопасность,
- эффективность,
- удовлетворенность.
Ее объектом выступает феномен человеческого фактора как совокупность физиологических, анатомических, психофизиологических и психологических особенностей людей, а также социально-психологических моментов, которые влияют на эффективность деятельности человека и его взаимодействия со средой и машинами.
Модель Маслоу как основа создания психологически комфортной среды
Каждый индивид по-своему воспринимает психологические аспекты. Но существуют общие закономерности, позволяющие сформировать определенные модели – одной из базовых моделей является иерархическая модель потребностей А. Маслоу. В соответствии с этой моделью, потребность в безопасности – в том числе и психологической – является второй после физиологических потребностей. Это важно, польку расположенные на более высоких ступенях потребности – в частности, связанные с самореализацией – не будут удовлетворяться до тех пор, пока человек не почувствует себя в безопасности. В то же время А. Маслоу отмечал, что между всеми мотивами и потребностями есть тесная связь. С одной стороны, безопасность предшествует комфорту, поэтому можно предположить, что она важнее. С другой стороны, почти у любого здорового человека (даже ребенка) обнаруживаются эстетические потребности, тесно переплетенные с конативными и когнитивными потребностями. Поэтому жить и трудиться в эстетически обедненных средовых условиях небезопасно.
Психофизиологические исследования по эстетической составляющей психологического комфорта среды послужили основой для таких научных направлений, как экологическая психология, видеоэкология.
Компоненты психологической комфортности
В структуре психологической комфортности выделяют следующие компоненты:
- деятельностный – комфортность трудовой деятельности. Этот компонент рассматривает уровень мотивации к трудовой деятельности, источники мотивации для достижения успехов, уровень притязаний и субъективное отношение к работе;
- коммуникативный. Этот компонент является отражением комфортности общения, удовлетворенность качеством взаимоотношений с руководителями, коллегами, подчиненными, контрагентами;
- личностный. Этот компонент отражает внутриличностную комфортность, которая проявляется через основное эмоциональное состояние (уровень агрессии, тревожности, преобладание положительных или отрицательных эмоций), напряженность, уровень самооценки;
- организационный. Этот компонент отражает комфортность в предметной среде, удовлетворенность организацией трудового процесса и условиями предметной среды.
Психологически комфортная среда – это комплексная психологическая характеристика, отражающая взаимоотношения между членами трудового коллектива и показывающая степень их удовлетворенности трудовой деятельностью.
Необходимо понимать, что все перечисленные компоненты психологической комфортности взаимозависимы. Так, если в личностном компоненте имеет место психологический дискомфорт, это не может не сказывать на коммуникативном компоненте.
Если в коллективе сформирован благоприятный социально-психологический климат, работники будут мотивированы на продуктивную работу, на взаимопомощь.
С другой стороны, психологически комфортная среда – это показатель эмоционально-психологического состояния членов коллектива. С этой точки зрения социально-психологический климат может быть рассмотрен как эмоциональный настрой работников, стиль их общения, социальная атмосфера, влияющая на трудовую деятельность. При этом в социально-психологическом климате отражается не только отношение работников к трудовой деятельности, но и друг к другу, а также происходящим событиям и протекающим процессам.