Содержание системы управления охраной труда
Система управления охраной труда – это целостный комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, обеспечивающих формирование политики и целей в сфере охраны труда в конкретной организации и задающих процедуры, направленные на достижение этих целей.
Система управления охраной труда входит в общую систему менеджмента (управления организацией). На уровне организации внедрение системы управления охраной труда оказывает следующее положительное воздействие:
- снижает влияние вредных и опасных производственных факторов;
- уменьшает риски;
- способствует повышению производительности труда.
В Российской Федерации действует ряд стандартов, определяющих требования к системам управления охраной труда:
- ГОСТ Р 12.0.007-2009;
- ГОСТ 12.0.230-2007;
- ГОСТ 12.0.230.1-2015;
- ГОСТ 12.0.230.2-2015.
Указанные стандарты связаны между собой и должны применяться организацией в совокупности. При этом каждое предприятие обладает определенной свободой в построении системы управления охраной труда. Важно обеспечить ее согласованность с другими компонентами управленческой системы, грамотно и непротиворечиво вписать в организационную структуру, определить полномочия и зоны ответственности подразделений и служб.
Федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в трудовой сфере (Минтруда России), с учетом позиции Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждает типовое положение, регламентирующее системы управления охраной труда. Главное предназначение положения по охране труда – описание различных аспектов обеспечения безопасности труда, охраны жизни и здоровья персонала:
- правового,
- организационного,
- социального,
- технического,
- профилактического,
- реабилитационного.
Непосредственная ответственность за построение системы управления охраной труда на предприятии возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить безопасные условия труда и охрану здоровья персонала. Применяя систему управления охраной труда, он может выполнять эти обязанности, поэтому перечисленные ГОСТы должны рассматриваться как практический инструмент содействия компетентным учреждениям и предприятиям при совершенствовании ими деятельности, направленной на обеспечение безопасности и гигиены труда.
Организующее звено, обеспечивающее внедрение и функционирование системы управления охраной труда, - это специалисты по охране труда или соответствующие службы (в зависимости от масштаба и организационной структуры предприятия).
Задачи и функции системы управления охраной труда
Перед системой управления охраной труда стоят следующие задачи:
- обеспечить безопасную эксплуатацию промышленного (производственного) оборудования;
- обеспечить безопасное протекание технологических процессов;
- обеспечить безопасную эксплуатацию зданий и сооружений;
- способствовать улучшению условий труда;
- обеспечить оптимизацию режимов труда и отдыха;
- обеспечить работников актуальными средствами индивидуальной защиты (в соответствии с особенностями технологических процессов, вредными и опасными факторами);
- обеспечить лечебно-профилактическое обслуживание;
- осуществлять профессиональный отбор;
- проводить обучение и инструктажи работников по вопросам охраны труда;
- обеспечить информационную поддержку охраны труда.
Функции, выполняемые системой управления охраной труда:
- учитывать и анализировать состояние условий труда, причины профессиональных заболеваний и производственного травматизма;
- оценивать показатели состояния охраны труда;
- проводить расследования производственных несчастных случаев и случаев профзаболеваний;
- планировать мероприятия и работы в сфере охраны труда;
- контролировать состояние охраны труда и деятельность ответственных служб на предприятии;
- организовывать и координировать работы по охране труда;
- стимулировать и финансировать работы по охране труда;
- разрабатывать, пересматривать и внедрять нормативно-правовые акты и иные документы по охране труда;
- организовывать обучение и проверку знаний по охране труда.
Внедрение системы управления охраной труда
При внедрении системы управления охраной труда нужно руководствоваться следующими положениями:
- все цели и запланированные мероприятия, обеспечивающие их достижение, а также средства и методы должны отражаться в документальной форме;
- перечень ответственных за разработку и внедрение элементов системы управления охраной труда, а также их компетенции и полномочия должны фиксироваться в документах и утверждаться руководителем;
- необходимо заранее подготовить механизмы контроля и аудита выполнения мероприятий, в частности, определить проверяющих, разграничить их сферы ответственности и функции, подготовить формы отчетности;
- система управления охраной труда должна предусматривать участие в ее функционировании каждого работника на основе осведомленности и социального диалога;
- результаты, полученные в ходе реализации всех мероприятий, а также результаты контроля и аудита в обязательном порядке должны документироваться и анализироваться, выступая основой для выводов по необходимости совершенствования системы;
- специфика разработки и внедрения системы управления охраной труда зависит от области деятельности организации, стоящих перед ней конкретных целей и задач, выпускаемой продукции и оказываемых услуг, используемых технологических процессов, оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты, практического опыта в сфере охраны труда. Поэтому нецелесообразно копировать опыт другой организации без адаптации.
Для того, чтобы внедрение системы управления охраной труда прошло успешно, организация должна следовать практическим рекомендациям, содержащимся в стандартах, на основе которых выполняется построение системы.