Общие сведения о психодиагностике способностей
Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей – это применение психологических методов оценки и измерения индивидуально-психологических характеристик личностей, обуславливающих их потенциал в рамках предпринимательской и управленческой деятельности.
Существуют типы высшей нервной деятельности, общие для человека и животных. Эти типы деятельности определяют динамику психических процессов, а также служат основой для формирования способностей. Однако существуют и другие типы высшей нервной деятельности, характерные только для людей. Они определяются тем, как соотносятся между собой первая и вторая сигнальная система:
- у людей, для которых характерно преобладание первой сигнальной системы - художественный тип,
- у людей, для которых характерно преобладание второй сигнальной системы - мыслительный тип,
- у людей, для которых характерно уравновешенное состояние сигнальных систем - средний тип.
Люди художественного типа предрасположены к творческому воображению, образным представлениям и воплощению мыслей в художественных образах. Люди мыслительного типа склонны к абстрактному, обобщенному мышлению. Это в определенной степени влияет на результативность в соответствующих творческих сферах.
На развитие человеческих способностей влияет усвоение и творческое применение знаний, умений и навыков. Особенно важно, чтобы знания и умения были обобщенными, чтобы человек мог применять их в разных ситуациях. Однако было бы некорректно сводить способности к знаниям, умениям и навыкам,
Способностью называют устойчивые функциональные возможности личности.
От способностей зависит, насколько человеку легко обучаться, овладевать знаниями и умениями. В зависимости от способностей человека вести ту или иную деятельность формируются его направленности и склонности. В то же время, если у человека есть склонность к определенной деятельности, это сигнал о наличии нужных для этой деятельности личностных свойств.
Развитие способностей – это не просто количественный прирост данных от природы свойств. На развитие способностей влияют:
- требования, с которыми человек сталкивается в своей деятельности,
- разнообразие и содержательность этой деятельности,
- проявление усилий для достижения успеха в деятельности.
Важнейшими предпосылками формирования способностей, приобретенными при жизни, являются:
- трудолюбие,
- работоспособность,
- настойчивость.
В любой профессии от человека требуется обладать определенными психическими свойствами. Но это не значит, что у всех людей, достигших в определенной профессии успехов, одинаковые способности. Часто люди, которым недостает каких-то качеств, могут компенсировать это другими свойствами. Но в некоторых профессиях важны строго определенные качества, которые не могут быть скомпенсированы ничем иным.
Оценивая профессиональные способности, необходимо принимать во внимание, какой психологической структурой обладает данная профессия. Определяя, насколько человек соответствует данной профессии, необходимо не только разностороннее изучить данную личность с помощью научных методов, но и принять во внимание компесаторные возможности.
В структуре любой способности выделяются:
- общие (универсальные) качества, которые отвечают требованиям разных видов деятельности,
- специальные качества, которые обеспечивают достижение успеха в одном конкретном виде деятельности.
Соотношение между ведущими и вспомогательными качествами каждой из способностей у разных людей отличаются.
Характеристика предпринимательских и организаторских способностей
В обобщенном портрете организатора можно выделить следующие элементы:
- характеристики биографии,
- личностные черты,
- способности.
К важным биографическим показателям относится образование руководителя. Чаще всего речь идет о профильном образовании по предметной области, дополняемом «управленческим» образованием (например, по специальности «Менеджмент», или MBA).
Способности руководителя можно разделить на две категории:
- общие (интеллектуальные),
- специфические (знания, умения, навыки).
Было бы некорректно утверждать, что абсолютно все руководители являются высокоодаренными. Исследования показывают, что лучшие руководители – не те, у кого чрезвычайно высокие интеллектуальные показатели, а «середнячки». Причем обычно руководителями становятся не те, кто был отличником в школе. Поэтому психологи говорят о «практическом интеллекте», отличающемся от теоретического интеллекта. Проявление специфических способностей происходит в рамках конкретной деятельности руководителя.
К личностным чертам, важным для руководителя, обычно относят:
- склонность к доминированию. В идеале, каждый руководитель должен хотеть быть лидером, уметь оказывать влияние с помощью личных качеств. Чтобы получить от подчиненных максимальную отдачу, руководитель должен воздействовать на них не только через механизмы формальной власти,
- уверенность в себе,
- стрессоустойчивость,
- стремление к победе,
- эмоциональную уравновешенность,
- креативность. Здесь речь идет не только о том, что руководитель может сам придумывать что-то новое, но и его умении поощрять творческое решение задач подчиненными,
- надежность,
- предприимчивость,
- общительность,
- независимость. У руководителя должна быть собственная точка зрения по возникающим проблемам. Это не значит, что он не должен прислушиваться к позиции коллег, консультантов, подчиненных – но на основе собранных мнений он должен вырабатывать свою, а не слепо верить в чужую.
Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают всего богатства характеристик руководителей, о чем свидетельствует отечественная и зарубежная литература. Вместе с тем каждый истинный руководитель, менеджер обладает индивидуальными качествами. Многое здесь зависит и от самоменеджмента, т. е. желания и умения самосовершенствоваться.