Общая характеристика аттестации
Особенности аттестации руководителей организации - это специфические требования, предъявляемые к процедуре аттестации сотрудников, работающих на управленческих должностях.
Хотя процедура аттестация широко применяется, особенно в государственных и муниципальных учреждениях, для частных предприятий она детально не проработана. Ни в трудовом кодексе, ни в письмах министерств и других подзаконных актах не содержится исчерпывающая информация о том, как должна быть организована аттестация, как часто и для чего проводиться. Все имеющиеся письма, распоряжения и разъяснения относятся к бюджетным структурам. Частные компании самостоятельно решают, целесообразно ли проводить аттестацию сотрудников. Однако многие работодатели считают аттестацию нужной. На основе результатов аттестации может быть принято решение об увольнении работников, не отправляющихся со своими должностными обязанностями. При этом необходимо учитывать, что уволенный сотрудник может обратиться в суд и попытаться оспорить результаты аттестации на основании того, что она была проведена с процессуальными нарушениями.
Цель аттестации не сводится к выявлению кандидатов для увольнения. Она позволяет определить, что кто-то из сотрудников нуждается в переобучении, повышении квалификации. Работодатель также может принять решение о том, кого следует продвинуть по карьерной лестнице в перспективе.
Аттестация базируется на понятии квалификации. Трудовой кодекс даёт определение этого понятия.
Под квалификацией понимают уровень знаний и умений работника, его способность выполнять трудовые обязанности в соответствии с должностью.
Для определения уровня квалификации, который позволит сотруднику выполнять возложенные на него обязанности, используют положения, зафиксированные в профессиональных стандартах. Профессиональные стандарты разработаны практически для всех сфер деятельности и отраслей. Однако работодатели не обязаны их применять. Исключение делается только для отдельных категорий работников, квалификация которых особенно важна, например:
- врачей и медицинских сестер,
- учителей и воспитателей,
- аудиторов и других.
К квалификации таких сотрудников закон предъявляет дополнительные требования.
Для должностей, по которым работодатель не обязан опираться на профессиональные стандарты, можно разработать собственные требования на основе профстандартов. При этом обязательно нужно принять во внимание функциональные обязанности персонала, применяемое оборудование и технологии.
Итак, работодатель может использовать профессиональные стандарты и квалификационные справочники, чтобы определить, может ли данный сотрудник занимать ту или иную должность. При этом аттестация может быть обязательной или добровольной. Также необходимо учитывать, что аттестации не подлежат лица, проработавшие менее 12 месяцев в должности.
Оценка, даваемая в ходе аттестации, аккумулирует результаты работы конкретного сотрудника за конкретный период. Очень важно понимать, что при аттестации происходит не сравнение сотрудников между собой, а сопоставление «сотрудник – стандарт работы». Сравнивать можно только то, насколько один сотрудник больше или меньше соответствует стандарту работы, чем другой.
Аттестация должна быть объективной. Максимальная стандартизация оценки деятельности и профессионализма личности поможет избежать субъективизма при аттестации. Кроме того, при ее проведении следует учитывать нравственный аспект профессиональной деятельности работника. В каждой профессии существуют корпоративные нормы морали и этики поведения. Соблюдение их имеет важное значение для руководителей учреждений и организаций, влияет на социальную обоснованность принятия решения, качество продукции, кадровую политику руководства, социально-психологический климат в коллективе.
Правовое регулирование аттестации руководителей
Вопросы, связанные с аттестации руководителей, недостаточно чётко описаны на законодательном уровне. Вопросы, часто возникающие на практике:
- где должен проходить аттестацию руководитель;
- кем подписываются документы об аттестации руководителя;
- должен ли руководитель проходить аттестацию в вышестоящих организациях или в Совете директоров своей организации.
В России не утверждено положение, регламентирующее специфику аттестации руководителей в различных сферах и отраслях. Существуют только отдельные отраслевые положения, например, касающиеся образовательных организаций.
Тот факт, что аттестация руководителей государственных образовательных организаций и кандидатов на такие должности является обязательной, закреплён в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Руководитель, который успешно прошел обязательную аттестацию, может быть назначен на должность учредителями этой организации. Сроки и порядок проведения аттестации соискателей на должность определяет учредитель. Это также закреплено в федеральном законе.
Цель проведения аттестации - выявление соответствия между уровнем квалификации руководителя и требованиями, которые предъявляются к сотрудникам на этой должности.
Процедура аттестации включает два этапа:
- квалификационные испытания,
- собеседование с аттестационной комиссией.
Аттестация руководителей образовательных учреждений позволяет решить следующие задачи:
- определить уровень знания нормативно-правовых актов, законодательства, инструкций, а также других документов, регламентирующих образовательную деятельность;
- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение квалификации, личностный и профессиональный рост, использование современных эффективных управленческих технологий, средств и методов;
- повысить эффективность и качество деятельности в сфере управления;
- оценить возможности использования потенциала кандидата или действующего руководителя.
Аттестация базируется на принципах гласности, открытости и коллегиальности.