Теоретические основы организации корпоративной социальной политики
Организация корпоративной социальной политики - это осуществление мероприятий, соответствующих концепции выстраивания деятельности компании или отдельных представителей бизнеса с учётом стремления к удовлетворению ожиданий заинтересованных сторон и достижения целей устойчивого развития.
Бизнес как институт сформировался в ходе общественного развития. Поэтому организации, ведущие бизнес, обязаны нести перед социумом некую ответственность, соответствовать ожиданиям общества. Однако до сих пор не сформировано единого понимания относительно контекста и содержания этой ответственности. Они остаются предметом споров как в научном, так и в бизнес сообществе.
Корпоративная социальная ответственность может рассматриваться по уровням. Её можно представить в виде пирамидальной модели:
- экономическая ответственность лежит в основании пирамиды. Она определяется базовыми функциями компании как производителя товаров и услуг, используемых для удовлетворения общественных потребностей. Компания при этом извлекает прибыль. Таким образом, любая компания, которая реализует перед обществом экономическую ответственность, уже в некотором роде социально-ответственная,
- правовая ответственность предполагает, что бизнес в условиях рыночной экономики соблюдает требования законов, его деятельность соответствует общественным ожиданиям, зафиксированным в формате правовых норм,
- этическая ответственность определяется созвучностью общественным ожиданиям, которые не оговорены в формате правовых норм, но основываются на нормах морали, принятых в обществе на данном этапе его развития. Таким образом, правовая ответственность выражает, насколько бизнес соответствует формальным правилам и институтам, а этическая ответственность - насколько соответствует неформальным,
- филантропическая, или дискреционная, ответственность выражается в действиях компании, направленных на поддержание и развитие общественного благосостояния путём добровольного участия в социальных программах.
Филантропическая ответственность может быть отнесена к категориям этической или экономической ответственности. Дело в том, что, принимая участие в программах благотворительности, компании нередко исходят из стратегических экономических мотивов. Грань между этической и филантропической деятельностью настолько прозрачная, что зачастую на практике её невозможно провести.
Было бы некорректно рассматривать корпоративную социальную ответственность организации по отношению к обществу целиком. Каждая организация, ведущая бизнес, рассматривает общество как систему заинтересованных сторон, в которую входят:
- индивидуумы,
- группы,
- организации,
влияющие на принимаемые организацией решения или попадающие под воздействие этих решений. Таким образом, в своей деятельности любая организация вынуждена реагировать на сложную систему противоречивых ожиданий. Ей приходится вырабатывать рациональный отклик на них.
Корпоративная социальная ответственность - это рациональный отклик организации на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, ориентированный на достижение устойчивого развития.
Итак, корпоративные социальные программы в первую очередь должны быть рассмотрены с точки зрения извлечения выгод и рациональности на долгосрочный период. Охват и масштаб корпоративной социальной политики определяется конкретными краткосрочными и долгосрочными целями, преследуемыми компанией с поправкой на внешние условия.
Стадии организации корпоративной социальной политики
Корпоративная социальная ответственность, которая включает в себя активное осуществление социальных инвестиций, должна приводить к получению конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. В частности, это достигается путем снижения риска нанести ущерб заинтересованным сторонам. Благодаря этому формируется социальный капитал и взаимное доверие как внутри организации, так и при её взаимодействии с внешними партнерами.
Политикам реализации корпоративной социальной ответственности проходит несколько этапов:
- оборонительная стадия характеризуется тем, что организации отрицают свою вину даже за конкретные нарушения. В случае возникновения негативных последствий организации не признают свою ответственность. Целью такого поведения является защита от нападок на деловую репутацию, попытка защитить привлекательность компании как работодателя и производителя,
- на стадии следования правилам компании рассматривают необходимость следовать правилам как неизбежные издержки ведения бизнеса. Это поведение обусловлено стремлением не допустить снижения стоимости компании при реализации правовых и репутационных рисков,
- на управленческой стадии компании начинают принимать во внимание социально значимые вопросы в рамках ведения основных управленческих процессов. Это позволяет сохранить стоимость компании на среднесрочную перспективу и сформировать долгосрочные конкурентные преимущества путём интеграции социально-ответственных практик в рутинные операции,
- на стратегической стадии компании в стратегии развития бизнеса учитывают потребности общества. Это делается для того, чтобы увеличить стоимость компании, увязать инновации и стратегии с общественными запросами и за счёт этого получить преимущества в долгосрочной перспективе,
- на гражданской стадии компании способствуют широкому распространению норм корпоративной социальной ответственности в отрасли. Благодаря этому удается не просто увеличить свою стоимость, но и получить прибыль за счёт коллективных действий.
Многие компании, хотя и ориентируются на «стратегическую КСО», но не реализуют ее на практике, так появляется реагирующая КСО, которая приводит к идеологизации процесса принятия решений и существенному разбросу в критериях выбора направлений социальных инвестиций. Таким образом, не достигается конечной цели инвестиции, из-за низкой результативности наблюдается перерасход средств, что негативно влияет на финансовые показатели компании.